"Игры и Игрушки" №1-2019
Математические штучки
Математика – единственная созданная человеком наука, которая присутствует в его жизни с самого рождения. Поэтому важно с малых лет постепенно и логично подводить ребёнка к восприятию математических понятий: пространство, время, величина, форма и многое другое.
До трёх лет родители могут самостоятельно прививать ребёнку элементарные математические представления, дома на наглядном материале можно прекрасно подготовить своего малыша.
Итак, начнём с самого рождения. Маленький ребёнок, даже лёжа в кровати, может видеть форму предметов, их количество и цвет. Этого вполне достаточно до определённого возраста. Ребёнку подойдут любые подвесные игрушки, погремушки, мобили. Хорошо, если они звучат или наполнены разными шумовыми элементами. Задача мамы в этом возрасте - обратить внимание ребёнка на подвесные игрушки и ласково говорить с малышом о них.
Как только ребёнок меняет своё положение в пространстве и начинает сидеть-стоять-ползать предметы начинают восприниматься более дифференцированно. В полгода или чуть позже, когда малыш пытается сесть, ему можно давать уже обычные игрушки, такие как пирамидка, неваляшка, машинка, главное, чтобы игрушки не содержали мелкие детали и легко мылись. Например, пирамидка - прекрасное пособие для изучения свойств круга и его размеров. Все игрушки можно прятать и находить, так малыш учится ориентироваться в пространстве.
Что же доступно пониманию ребёнка в год-полтора? В этом возрасте уже можно рассказать о количестве и последовательности, например: «один-много», «первый-последний». Для счёта подойдут фигуры от сортёра, круги от пирамидки, матрёшки и машинки. Выставляя игрушки по очереди в ряд, проговаривайте, какая из них первая, а какая – последняя.
Не забывайте сравнивать между собой два множества, например, кукол - две, а чашка – одна. А что делать, если нужно всех кукол угостить чаем? Тут два решения: либо добавить ещё одну чашку, либо убрать одну куклу, положив её, к примеру, спать. Параллельно со счётом учим ребёнка названиям основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) на примере различных сортировочных игрушек. После того, как малыш научится ориентироваться в начальных математических понятиях на примере игрушек, можно искать геометрические формы у себя в квартире и даже на улице.
Из величин в полтора года понятны только «большой-маленький». Здесь можно использовать любые разные по величине игрушки: мячи, куклы, машины или фигурки.
Ребёнок в возрасте полутора лет может различать части суток «день-ночь», которые относятся к разделу «время». Усвоили «день-ночь», можно добавить «утро-вечер». Время потрогать нельзя, поэтому объяснить эти понятия придётся с помощью различных дидактических пособий с картинками, наглядно демонстрирующими действия человека в течение суток.
При изучении пространства обязательно обращаем внимание ребёнка на то, что «далеко», а что «близко», что «сверху», а что «снизу», при этом можно использовать абсолютно любые игрушки. А ближе к двум годам можно добавить такие понятия, как «право-лево», отталкиваясь в первую очередь от ведущей руки.
Все окружающие ребёнка предметы и игрушки, многочисленные конструкторы и сортеры можно использовать с целью обучения математике. Например, из конструкторов LEGO можно строить башни в высоту, дороги в длину, сортировать кубики по цветам и формам. А на примере гениальной русской игрушки – матрёшки, можно в игровой форме обучить ребёнка количественному и порядковому счёту, размерам и составу числа.
Итак, вывод напрашивается сам собой: любая игрушка может стать прекрасным дидактическим пособием по математике, если правильно её использовать.
До трёх лет родители могут самостоятельно прививать ребёнку элементарные математические представления, дома на наглядном материале можно прекрасно подготовить своего малыша.
Итак, начнём с самого рождения. Маленький ребёнок, даже лёжа в кровати, может видеть форму предметов, их количество и цвет. Этого вполне достаточно до определённого возраста. Ребёнку подойдут любые подвесные игрушки, погремушки, мобили. Хорошо, если они звучат или наполнены разными шумовыми элементами. Задача мамы в этом возрасте - обратить внимание ребёнка на подвесные игрушки и ласково говорить с малышом о них.
Как только ребёнок меняет своё положение в пространстве и начинает сидеть-стоять-ползать предметы начинают восприниматься более дифференцированно. В полгода или чуть позже, когда малыш пытается сесть, ему можно давать уже обычные игрушки, такие как пирамидка, неваляшка, машинка, главное, чтобы игрушки не содержали мелкие детали и легко мылись. Например, пирамидка - прекрасное пособие для изучения свойств круга и его размеров. Все игрушки можно прятать и находить, так малыш учится ориентироваться в пространстве.
Что же доступно пониманию ребёнка в год-полтора? В этом возрасте уже можно рассказать о количестве и последовательности, например: «один-много», «первый-последний». Для счёта подойдут фигуры от сортёра, круги от пирамидки, матрёшки и машинки. Выставляя игрушки по очереди в ряд, проговаривайте, какая из них первая, а какая – последняя.
Не забывайте сравнивать между собой два множества, например, кукол - две, а чашка – одна. А что делать, если нужно всех кукол угостить чаем? Тут два решения: либо добавить ещё одну чашку, либо убрать одну куклу, положив её, к примеру, спать. Параллельно со счётом учим ребёнка названиям основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) на примере различных сортировочных игрушек. После того, как малыш научится ориентироваться в начальных математических понятиях на примере игрушек, можно искать геометрические формы у себя в квартире и даже на улице.
Из величин в полтора года понятны только «большой-маленький». Здесь можно использовать любые разные по величине игрушки: мячи, куклы, машины или фигурки.
Ребёнок в возрасте полутора лет может различать части суток «день-ночь», которые относятся к разделу «время». Усвоили «день-ночь», можно добавить «утро-вечер». Время потрогать нельзя, поэтому объяснить эти понятия придётся с помощью различных дидактических пособий с картинками, наглядно демонстрирующими действия человека в течение суток.
При изучении пространства обязательно обращаем внимание ребёнка на то, что «далеко», а что «близко», что «сверху», а что «снизу», при этом можно использовать абсолютно любые игрушки. А ближе к двум годам можно добавить такие понятия, как «право-лево», отталкиваясь в первую очередь от ведущей руки.
Все окружающие ребёнка предметы и игрушки, многочисленные конструкторы и сортеры можно использовать с целью обучения математике. Например, из конструкторов LEGO можно строить башни в высоту, дороги в длину, сортировать кубики по цветам и формам. А на примере гениальной русской игрушки – матрёшки, можно в игровой форме обучить ребёнка количественному и порядковому счёту, размерам и составу числа.
Итак, вывод напрашивается сам собой: любая игрушка может стать прекрасным дидактическим пособием по математике, если правильно её использовать.
Мирьям Колчина, учитель-логопед, дефектолог,
I-я кв. категория, ГБОУ школа №1259
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку