Что? Где? Когда?

Конспект математической игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие направлено на развитие математических представлений, ведущая образовательная область — «познание».
Конспект математической игры-викторины
Задачи:

  • закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 10;
  • закрепить состав числа в пределах 10;
  • закрепить навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги;
  • закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
  • способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
  • развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме;
  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Материал: юла, конверты с заданиями, фонограмма мелодии «Что? Где? Когда?», счётные палочки, простые и клеящие карандаши, необходимое количество треугольников, раздаточный материал для выполнения заданий детьми, наглядные пособия, наглядно-дидактическое пособие с домиками для определения состава чисел, приз, бейджики для игроков, карточки со смайликами для членов жюри.

Ход занятия

Викторина проводится в группе, оформленной соответствующим образом. В центре группы два стола. Один разделён на 4 сектора, каждому сектору соответствует свой цвет, и конверты с заданиями.

Секторы: 1. Рассуждай-ка. 2. Умей-ка. 3. Расставляй-ка. 4. Отвечай-ка.

Дети под мелодию «Что? Где? Когда?» входят в группу и занимают свои места. Ведущий представляет членов жюри (это могут быть родители или кто-то из гостей — 3 человека) капитана и команду. Знакомит всех с правилами игры. Детям показывают приз, который будет разыгрываться. Ведущий крутит юлу. Выпадает один из 4 секторов, игрок выбирает конверт с заданием. Зачитывается задание. За каждое выполненное задание игрок или команда получают от жюри оценку в виде радостного или удивленного смайлика. Жюри подсчитывает количество смайликов.

Рассуждай-ка

Задание №1: логическое мышление

Крокодил Гена, Чебурашка и Шапокляк живут в 3-х этажном доме на разных этажах. Гена живёт не на 2 и не на 3, Чебурашка не на 2, Шапокляк на 2. На каких этажах живут персонажи? (Гена — на первом, Шапокляк — на втором, Чебурашка — на третьем.)

Задание №2: логическое мышление

Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

Катя быстрее Иры, а Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех? (Катя.)

У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех? (у Ани.)

Задание №3: решение задач на нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому

Над цветами летали бабочки и три стрекозы. Всего летало 8 насекомых. Сколько бабочек летало над цветами? Запиши решение задачи соответствующим математическим выражением и прочитай запись. (8–3=5.)

Задание №4: работа с символами

Используя символы, составьте прогноз погоды на рабочую неделю (с понедельника по пятницу) при условии, что в понедельник погода была хорошая, а к пятнице она постепенно ухудшилась.

(Все дети выполняют задание на подготовленном листе бумаги. Заготовки с символами необходимо приклеить напротив соответствующего дня недели. Возможен и другой вариант выполнения задания: часть детей выполняет выше предложенное задание, а вторая часть выполняет его с другим условием: в понедельник была плохая погода, а к пятнице она улучшилась.)

Умей-ка

Задание №1: Математический диктант — ориентировка на листе бумаги

Для выполнения этого задания все дети получают листок в клеточку, на котором стоит красная точка. Ведущий (воспитатель) предлагает детям графический диктант: от заданной точки отсчитать одну клетку вверх; три клетки вправо, четыре клетки вверх, одну клетку вправо; далее — четыре вниз, две клетки вправо, одну вверх, одну вправо, три клетки вниз, одну влево, одну вверх, две влево, четыре клетки вниз, одну влево, четыре вверх и три влево. Получается самолёт!

Задание №2: работа с составом числа в пределах 10

Дополни числовые пары так, чтобы в результате получилось число 10. Задание выполняют все дети.

Дополни числовые парыЗадание №3: работа с числовым рядом

Задание выполняют все дети. Для выполнения задания ведущий (воспитатель) раздаёт детям заготовки с числовым рядом. Реши математическую цепочку.

Собери из треугольников такой же парусникЗадание №4:

Собери из треугольников такой же парусник (бантик, рыбку, домик), который ты видишь на картинке. (Все дети получают картинку с изображением и треугольники. Возможен вариант использования настольной игры «Волшебные кубики» для капитана команды).

Расставляй-ка

Задание №1: прямой и обратный счёт

Расставь цифры по порядку от 1 до 10. Расставь цифры в обратном порядке от 10 до 1.

Задание №2: работа с составом числа (используется наглядно-дидактическое пособие, «Домики. Состав числа»)

В городе Числограде построили новые дома. В каждом доме живёт число. Расставьте цифры так, чтобы на каждом этаже жили числа, в паре образующие число, поселившееся в доме.

Отвечай-ка

Задание №1: (решение задач, логическое мышление)

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (Три.)

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (Четверо.)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (Десять.)

Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь! (Десять.)
Что? Где? Когда?
Задание №2: ориентировка в пространстве

Посмотри на карточки и ответь на вопросы:

- Кто находится посередине?

- Кто находится между пиратом и Буратино?

- Что находится после малины?

- Что находится под листом?

-Что находится перед утюгом?

- Кто находится справа от пирата?

- Что находится в левом верхнем углу?

После того, как игроки ответили на все вопросы и выполнили все задания, слово предоставляется членам жюри. Детям вручаются командный приз бадминтон/футбольный мяч) и грамоты.

Васильева Елена, воспитатель ФГБДОУ «Центр развития ребёнка
детский сад №1387» Управления Делами Президента РФ, г.Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*