"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Да здравствует Африка!
Организация предметно-пространственной среды в кабинете логопеда играет важную роль при коррекции речи детей. Данное пособие я назвала «Да здравствует Африка!». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и развитию лексико-грамматических средств языка. Используя это пособие, я могу формировать, расширять, закреплять словарь, лексико-грамматические категории, понятийный уровень, грамматический строй речи.
Подиум, расположенный на ковре, обтянут тканью. По боковой лицевой стороне подиума нашито семь карманов, которые застёгиваются цветными замками, соответствующими семи цветам радуги. В каждом кармане находятся бусины и шнуровка в соответствии с цветом замка. На лицевой стороне подиума расположены фигуры диких животных жарких стран, которые прикреплены с помощью контактной ленты. Тут же «плавают» разноцветные рыбки, которые пристёгиваются и отстёгиваются с помощью пуговиц.
Верхняя часть пособия прикреплена к стене. Она выполнена из различных видов тканей: ситца, плащёвки. Нижняя часть каждого спектра заполнена разными материалами: фасолью, круглым горохом, деревянными геометрическими фигурами, металлическими крышечками, шуршащей бумагой. К верхней части спектров с помощью контактной ленты пристёгнуты аппликации животных жарких стран. Каждое животное выполняет определённое действие: идёт, висит, смотрит, бежит и т.д.
В центре подиума «выросла» пальма. Её ствол изготовлен из железного каркаса, который обтянут поролоном и светло-коричневой плащёвой тканью. Листья пальмы изготовлены из пластмассовых обручей, они, в свою очередь, обшиты картоном и плащёвой тканью тёмно-зелёного и светло-зелёного цвета. К пальме с помощью тесьмы прикреплены разноцветные бабочки. На расстоянии 70 см от пола к стволу пальмы пришиты пуговицы, а к ним с помощью петелек пристёгиваются разноцветные шнуры.
Справа от пальмы стоит «Волшебный сундучок». Сама форма и крышка сундучка вырезаны из поролона, который обшит плащёвой тканью. На крышке «Волшебного сундучка» расположена аппликация «Тигр». По бокам сундучка нашиты карманы. «Волшебный сундучок» заполнен разноцветными пробками из-под пластиковых бутылок — так у нас получился сухой бассейн. Среди разноцветных пробок можно спрятать различные предметы: муляжи овощей и фруктов, пластиковые фигурки различных животных, кукольную посуду, мебель, небольших размеров машинки, пластмассовые инструменты —
всё зависит от прохождения определённой лексической темы. Педагог предлагает ребятам по очереди опустить руки в «Волшебный сундучок» и найти там по одной игрушке. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений.
В дальнейшем представленные пособия я планирую пополнять новыми деталями. Предлагаю несколько игр с подиумом и настенным ковром.
Игра «Кто где находится?»
Цель: коррекция пространственных ориентировок, формирование значений предлогов.Ход игры. Логопед предлагает детям посмотреть внимательно на картинку и сказать, кто стоит справа (слева). Например: слева стоит зебра, а бегемот стоит справа.
Игра «Кто что делает?
Цель: расширение и активизация словаря глаголов, развитие ручной ловкости; совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространённых предложений, сложных предложений).Ход игры. Логопед называет животное и бросает детям мяч, а они должны сказать, что делает объект, который был назван, и составить красивое предложение. Ребёнок называет животное и рассказывает, что оно делает. Например: обезьяна висит на пальме; обезьяна висит на пальме, а жираф смотрит в воду.
Игра «Кого не стало?»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, ручной ловкости; совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).Ход игры. Логопед предлагает детям посмотреть на животных, назвать их и запомнить. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает одну картинку. Открыв глаза, дети должны будут сказать, кого не стало.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления и связной речи.Ход игры. Логопед предлагает посмотреть на картинки и подумать, какая из них лишняя. Например: пристёгиваются животные жарких стран и одно домашнее животное. Ребёнок должен назвать, кто здесь лишний и объяснить почему.
Игра «Собери бусы»
Цель: закрепление названий цветов; развитие моторики пальцев рук; совершенствование грамматического строя речи (учить согласовывать существительные, прилагательные с числительными).Ход игры. Ребёнок на цветной шнурок нанизывает соответствующего цвета бусины. После того, как он соберёт бусы, можно предложить ему посчитать количество бусин. Например, одна жёлтая бусина, две жёлтые бусины, пять жёлтых бусин, девять жёлтых бусин и т.д.
Игра «Заплетём косички»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук.Ход игры. Из разноцветных шнуров дети учатся заплетать косички.
Упражнение «Тактильные подушечки»
Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, связной речи.Описание упражнения. Ребёнок на ощупь определяет, что это за предмет, какой величины, какого размера, формы. И делится своими впечатлениями.
Упражнение «Сильный ветер»
Цель: развитие направленной воздушной струи.Описание упражнения. Логопед предлагает детям представить, что они превратились в сильный ветер. Ветер подул, и бабочки разлетелись в разные стороны. Для этого нужно сделать вдох через нос, задержать дыхание и подуть на бабочку, вытянув губы трубочкой. При этом не следует поднимать плечи на вдохе и раздувать щёки на выдохе. Упражнение проводится 4-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
Играть в игры можно, сидя на ковре или удобно расположившись на мягких пуфиках, оформленных согласно заявленной тематике. Представленное пособие является мобильным, его можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в группе. По разделу обучения грамоте это пособие может использоваться вместо кассы букв. К ленточкам можно прикрепить буквы и составлять слова, соответствующие лексической теме, или на заданный звук.
Яна Валуева, воспитатель
МБДОУ Д\с № 18 «Сказка»
г. Зеленогорск, Красноярский край
Рекомендуем почитать
- Графический планшет или классика против технологий. Отзывы наших читателей
- Бизнес с пелёнок
- Миниатюрный робот Ozobot
- Смарт-велосипед будущего
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии