Детей надо учить играть?

Обилие игрушек в магазинах и реклама в средствах массовой информации вынуждают общество переходить к «модным игрушкам», порой не имеющим развивающего эффекта. Почти все родители понимают, что игра — самая важная деятельность дошкольника и именно игровая роль малыша влияет на формирование его личностных качеств и становление мотивации. При этом многие жалуются: «Мой ребёнок не умеет играть». Выбор простой: «Детей надо учить играть».

Пусть для начала взрослый (родитель или воспитатель) возьмёт на себя роль активного ведущего, создавая необходимую игровую среду и объясняя ребёнку правила, то есть сюжетную линию игры. Задача взрослого — научить детей выполнять взаимосвязанные действия, приучить их соблюдать правила, воспитать чувство взаимопомощи и доброжелательности.

Хорошо использовать карточки для сюжетно-ролевых игр, которые наглядно демонстрируют особенности той или иной игры. К примеру, набор карточек на тему «Магазин» включает такие разделы, как «Игрушки», «Одежда», «Молочные продукты», «Овощи». Такие наборы можно приобрести в детском магазине или сделать самостоятельно.

Как только дети уяснили сюжетную линию, можно переходить к подбору сюжета для инсценировки с куклой. Лучше начать с простых сюжетов. К примеру, тема ?Поликлиника». Сюжетная цепочка: мама и дочка пришли в поликлинику. Врач осмотрел дочку, выписал рецепт, мама с дочкой зашли в аптеку, а затем отправились домой. Этих действий достаточно для проигрывания ситуации детьми 4–5 лет, в роли дочки выступает кукла.

Следующий этап игры связан с подбором атрибутов и предметов-заменителей. Для игры в «Магазин» можно использовать набор «Мини-магазин», который состоит из прилавка, кассы, корзины, весов и набора продуктов. Можно ввести в игру деньги, которые сделают её правдоподобной, и послужат материалом к тому, чтобы обучить детей счёту и простым математическим действиям.

Во время игры в магазин у детей развивается память. Мама называет дочке продукты, которые нужно купить в магазине, а девочка должна их запомнить. Кроме того, такая игра способствует развитию внимания, воображения, логического мышления. Ребёнок в этой игре приобретает навыки общения. Взрослый задаёт ситуации, когда ребёнку необходимо логически обосновать свой выбор товара, уметь аргументировано вести спор, отличить нужное от навязываемого.

Пример игры на тему: «Цветочный магазин». Если детей много, они делятся на две команды — продавцы и покупатели. Покупатели заказывают букет, высказывая предпочтения, а продавцы готовят букеты из искусственных цветов, обосновывая использование того или иного цветка. Если покупателю букет понравился, то он расплачивается и забирает его, если нет — аргументирует своё недовольство. Игра развивает не только навыки общения, но и воображение, фантазию.

Особый интерес вызывают у ребятишек игры в доктора. Можно использовать любой набор доктора или чемоданчик с инструментами. Важная роль отводится аксессуарам: белому халату, сумке или шапочке с красным крестом.

Распределяя роли, можно начать с простой ситуации приёма: больной, врачи различных специализаций, медсёстры, шофёр «Скорой помощи». Алгоритм игры: больной заходит в кабинет, приветствует врача, садится, рассказывает (или показывает) врачу, что у него болит. Врач выслушивает больного, осматривает его, измеряет температуру, артериальное давление, выписывает рецепт, объясняет, как принимать лекарство. Больной благодарит и уходит. На начальных этапах игры функции больного может выполнить кукла.

Популярны у детей и такие сюжетно-ролевые игры, как парикмахерская и дочки-матери.

Приучая ребёнка выполнять взаимосвязанные действия, соблюдать правила игры, проявлять терпение и доброжелательность, мы вводим его в атмосферу совместной игры, расширяем тематику и сюжеты игр. Приятно и порой поучительно наблюдать, как дети сами развивают сюжет, соблюдая правила поведения людей в соответствии с ситуацией и проявляя неожиданные для взрослых чудеса творчества!

Совместная игра способствует развитию реальных взаимоотношений между играющими детьми: они учатся общаться, договариваться между собой, решать возникающие недоразумения. В игре дети учатся жить, а нам, взрослым, важно умело и доброжелательно помочь им.

Ирина Шальнева,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.