"Игры и Игрушки" №4-2014
Детская речь: практикум
Анализ речи малышей показывает, ребёнок, объясняющий что-либо сверстнику, употребляет в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем при общении с взрослыми людьми!
- В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова: понятия «овощи», «транспорт», «одежда», « посуда», « домашнее животное», «инструмент» и т.п.). Исследования доказывают, что лучше всего и без труда усваивают обобщающие слова дети, которые часто их слышат в повседневной жизни.
- Чаще сравнивайте вместе с ребёнком предметы друг с другом. По дороге в детский сад, магазин, поликлинику сравните своё платье и рубашку ребёнка — чем они похожи и чем отличаются. Обращайте внимание на детали, их форму, размер, цвет, материал. Объекты для сравнений всегда перед глазами. Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребёнка.
- С 4х лет используйте ситуацию «письменной речи». Нет, это не малыш пишет, пишите вы под диктовку ребёнка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. юный писатель начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать своё высказывание. Давайте начало фраз: «Сегодня мы были… где? Там мы видели…? Они были… Мы стали… И уточки…». Постепенно вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст — рассказ о событии. Кроме того, такой текст можно оформить в настоящую книжку, скрепив несколько листов и украсив своими рисунками, а потом подарить её кому-нибудь из родственников.
- В бытовых ситуациях всегда точно называйте все предметы и действия. Вместо того чтобы сказать «надевай штаны» скажите точно — «надень брюки (джинсы, шорты, колготки). Во-первых, это расширяет словарный запас. Во-вторых, поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи.
- Если ребёнок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит её в памяти. Вместо этого ненавязчиво скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол ПОложила. Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребёнку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!».
- Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка. Это доказано в исследованиях неврологов. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался. Малыш уже в 8 месяцев может пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год сам держать в руках чашку и пользоваться ложкой. В старшем возрасте полезны любые занятия, развивающие координацию движений — велосипед, скакалка, прыжки в резиночку, игры в мяч, спортивные игры.
- Читая ребёнку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения — эпитеты, сравнения, олицетворения — «нос повесил», «змейкой вьётся», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую». Собирайте их в «волшебный сундучок» — особую тетрадочку или «фишки» в шкатулку. Кто заметил и запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладёт его в сундучок. А потом можно пересматривать «сокровища сундучка», «доставать» их, когда сочиняете свои сказки.
Желаю вам успехов и радости общения с вашими детьми!
Ася Валасина, кандидат педагогических наук,
автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка»
www.rodnayatropinka.ru
- Комментарии