Этнокультурное образование

Осуществление этнокультурного образования в пространстве ДОУ с использованием проектной деятельности.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориен­тиры, развиваются элементы национального самосозна­ния, воспитывается дружеское отношение к окружаю­щим людям.

Эффективность этих процессов определяется специ­ально организованной образовательной деятельностью, развивающей предметно-пространственной средой.

Целью этнопедагогических технологий в дошколь­ном возрасте являются:

  • приобщение детей к культуре и традиции своего народа, к старинным праздникам и обрядам: «Улах», «Саварни», «Манкун», «Акатуй»;
  • развитие национального самосознания, меропри­ятия познавательного цикла, восприятия этно­культурного наследия; ООД: «Маленький гражда­нин России», «Наши предки», «Моя малая родина – Моя Чувашия»
  • воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп: «Фестиваль народов мира», «Словно радуги цвета, мы едины навсегда!».

Для ознакомления детей с этнокультурным насле­дием педагогическим коллективом МБДОУ Д/с № 96 разработана и реализуется проектная деятельность «По родному краю с рюкзаком шагаю». Проект носит не только физкультурно-Этнокультурное образованиеоздоровительный процесс, так же познавательно-обучающий характер. И в реализации поставленной задачи особое место отводится турист­ско-краеведческой деятельности. Она позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, знакомиться со своим краем, изучать свою малую Родину, познавать патриотические, трудовые, нравствен­ные традиции народа. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в станов­лении личности ребёнка.

Проектная деятельность является одной из важных форм приобщения дошкольников к истокам националь­ной культуры в ДОУ. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что малень­кому ребёнку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечатель­ности. Работа ведётся последовательно: от более близ­кого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, республика. Педагоги Лукия­нова Надежда Пантелеймоновна и Матренина Алевтина Петровна в начале года провели для дошколят краевед­ческий час «Овеяны славой флаг наш и герб». Ребятам рассказали об истории возникновения символов Чуваш­ской Республики. Дети узнали, что представляет собой флаг, герб и гимн, что означают традиционные цвета чувашского народа – жёлтый и пурпурный.

Антипова Инна Леонтьевна отобрала краеведческий материал в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами, обогатила развивающую среду материалами о городе Чебоксары (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества).

Творческая группа в составе педагогов Дмитриевой Регины Михайловны, Николаевой Елены Ивановны, Давыдовой Светланы Геннадьевны и Михайловой Лилии Сергеевны составили дорожные карты, разработали новые туристические маршруты, охватывающие музеи, наиболее интересные и памятные места города. В начале учебного года разработали «Дневник туриста», где были отмечены сезонные изменения природы, достопримеча­тельности города.

В результате работы над проектом, были созданы:

  • альбом «Город Чебоксары глазами ребёнка и взрослого»;
  • альбомы «Деревья нашего города»;
  • «Дневник туриста»;
  • схемы-маршруты с описанием объектов;
  • мини-музей «Чувашия, край мой родной»;
  • презентации «С чего начинается Родина», «Досто­примечательности города Чебоксары», «Музей В.И. Чапаева», «Чебоксары – столица Чувашии», «А.Г. Николаев – наш космонавт», «Деревья моего края» (на русском и на чувашском языках).

Скворцова Елена Васильевна подготовила для дошко­лят интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»; брейн- ринг для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – моя Чувашия».

В целом освоения этнокультурного материала дошкольниками можно выделить 3 этапа:

  • эмоциональное восприятие,
  • осмысления и систематизации знаний,
  • творческий этап.

На этапе эмоционального восприятия педагогами разработан план: познавательная ООД «Наша многона­циональная страна», «Национальный хоровод», экскур­сии (краеведческий музей), рассматривание тематиче­ских иллюстраций. Организованы встречи с педагогами Чувашского Национального музея. Педагоги приходили в группу в национальных костюмах, рассказывали про обычаи чувашского народа. Вместе с педагогами и роди­телями проводились народные игры или забавы: «Саварни – Масленица», «Манкун – Пасха».

На этапе осмысления и систематизации педагоги прово­дят с детьми беседы-диалоги «Из какой ты семьи», «Наши традиции», собирают национальные игрушки, проводят дидактические игры «Флаги и гербы», «Достопримечатель­ности России», «Назови правильно». Мини-музей, создан­ный совместно с родителями, особенно дорог дошколятам. Там представлены экспонаты, отражающие традиции, обряды, особенности национальных костюмов, кухонные принадлежности. На его базе проводятся ООД, мастер- классы, экскурсии по музею для родителей, где в роли экскурсоводов выступают сами дети.

В процессе творческого этапа проводится «Вечер встреч» с театрализованным представлением. Педагоги организовывают совместные мероприятия родителей с детьми. Например, вечер-досуг на тему: «Семья знато­ков города Чебоксары». А также различные совместные экскурсии и игры путешествия по родному городу.

В тёплый летний день, в преддверии Дня города на творческой площадке МБДОУ педагоги устроили празд­ник «Я Чувашию люблю». Гости праздника побывали на пяти станциях: «Музеи города», «Достопримечательно­сти», «Национальные праздники», «Знаменитые люди Чувашии», «Знатоки городов Чувашии». Дошколята и их родители с удовольствием водили хороводы, участво­вали в эстафетах, отгадывали загадки.

Этнокультурное образование способствует формиро­ванию уважительного отношения к культуре своего народа детей дошкольного возраста, становлению этно­культурной компетентности воспитанников. Материалы, собранные в ходе реализации проекта, будут полезны педагогам ДОУ и родителям. На этом наш проект не заканчивается, вместе с родителями мы разрабатываем новые маршруты туристических походов: село Шоршелы и турслёт дошколят.

Творческий коллектив МБДОУ Д/с № 96», г. Чебоксары

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*