Говорим правильно!

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи» (3-й уровень речевого развития).

Предлагаемое занятие помимо формирования правильного произношения способствует развитию слухового и зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики, возникновению учебной мотивации.
Говорим правильно
Тема: «Автоматизация звука Р в словах и предложениях».

Лексическая тема: «Профессии».

Грамматическая тема: «Суффиксальное образование прилагательных от существительных».

Задачи

  • Автоматизация звука Р в словах и предложениях.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического анализа, представлений.
  • Развитие психических функций: слухового и зрительного внимания, логического мышления.
  • Развитие навыка классификации и обобщения. X Развитие мелкой моторики.
  • Развитие пространственной ориентировки.
  • Актуализация, уточнение и расширение словаря по лексической теме «Профессии».
  • Развитие умения правильно образовывать прилагательные от существительных при помощи суффиксов.

Ход занятия (Логопед показывает куклу по имени Рая. Ребёнок уже знакомился с ней на предыдущих занятиях.)

Рая. Здравствуй, Маша (Даша, Настя)! Я надеюсь, что ты поможешь мне выучить новые профессии. Но сначала я хочу рассказать, как я доехала до твоего садика. Я запрягла тройку лошадей и поскакала. А когда увидела твой садик, попросила своих лошадей замедлить ход.

Упражнение «Скачет лошадка»

Необходимо сделать следующие действия: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, приговаривая: «т-д-т-д-т-д».

Характеристика звука

Рая. Знаешь, я очень люблю покушать. Может, ты знаешь, как называется профессия людей, которые готовят еду?» (Показывается картинка повара.)

Рая. Какой звук слышится в конце слова «повар»? Какой это звук? (Показывается схема звука [р], т.е. синий квадратик. И объясняется: он — согласный, так как есть преграда; он — твёрдый, так как квадратик синий; он — звонкий, так как, приложив руку к гортани, можно почувствовать вибрацию.)

Автоматизация звука в закрытых слогах

Рая. Давай поиграем в эхо. Я называю слоги, а ты за мной их повторяешь.

ар—ор—ур, ур-ыр-ир, ыр-ир-ер; пар, сыр, топор.
ор-ур-ыр, ор-ыр-ер, ыр-ер-ар, ир-ёр-ур; пир, сор, шампур.
ар-ур-ир, ур-ир-ёр, ир-ер-ёр; рот, мастер.
ар-пар; ыр-сыр; ир-пир; повар.

Пальчиковая гимнастика

Рая. Давай представим, что мы — повара. (Ребёнок повторяет все действия за Раей.)

Руки мы помоем с мылом. (Имитация намыливания рук.)
Вытрем руки полотенцем. (Упражнение «Добываем огонь».)
Мы постряпаем лепёшки, (Упражнение «Стряпаем».)
Обтряхнём потом ладошки. (Трясём кисти рук.)
Мы поточим все ножи. (Упражнение «Ножи».)
Скажем позже: «Кушать пошли».
Закатаем рукава (Упражнение «Браслеты» для правой руки.)
И начнём кушать тогда. (Упражнение «Браслеты» для левой руки.)
Долго-долго (Растираем мизинчики обеих рук.)
Мы варили. (Растираем безымянный палец обеих рук.)
Котелок наш закоптили. (Растираем средний палец обеих рук.)
Будем мы его тереть, (Растираем указательный палец обеих рук.)
Чтобы начал он блестеть. (Растираем большой палец обеих рук.)

Автоматизация звука в открытых слогах

Рая. Я так долго до тебя добиралась, а могла бы приехать быстрее на машине. Отгадай загадку, и ты узнаешь профессию, Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношениякоторая связана со скоростью.

Вверх и вниз по склонам гор
Нас везет лихой…(Шофёр.)

Рая. Что нужно шофёру? (Машина.) Что помогает шофёру управлять машиной? (Руль.) Найди звук [р] в слове «руль». Где он находится? (В начале слова.)

Рая. Повторяй за мной, чётко произнося звук [р]. Будь внимательна. (Произношение тихо-громко.)

рра-рро-ррУ рра-ррЫ-рру
ррО-рру-рры рры-рро-ррА

Сопряжённое проговаривание: руль, рама, радио.

Самостоятельное проговаривание ребёнком: ров, руки, рынок.

Автоматизация звука в середине слова

Рая. Есть ещё одна профессия. Я тебе покажу картинку, а ты догадайся, как она называется. (Показывается картинка строителя.)

Рая. Посмотри и назови ещё слова, которые изображены на этой картинке (кран, кирпичи). В этих словах есть звук [р]? Где он находится? (Ребёнок самостоятельно читает: оро-ара-ыры, эрэ-оро-уру, атра-отро-утру, тра-тро-тру; ора-форма, тро-стройка, кирпич.)

Образование прилагательных из существительных

Рая. Давай посмотрим с тобой, что повар приготовил на обед для шофёра и строителя. Я буду показывать картинку, а ты скажи, что на ней изображено. Назови, из чего приготовлено и что получилось.

Горох — суп из гороха, значит суп какой? (Гороховый.)
Картофель — пюре из картофеля, значит пюре какое? (Картофельное.)
Морковь — сок из моркови, значит сок какой? (Морковный.)

Предлагается ответить на вопрос и повторить полностью получившееся предложение.

В чём повар варил гороховый суп? (В кастрюле. Повар варил гороховый суп в кастрюле.)
Куда повар налил морковный сок? (В кружку. Повар налил морковный сок в кружку.)
Во что повар положил картофельное пюре? (В тарелку. Повар положил картофельное пюре в тарелку.)

Составление схемы слова

Рая. Посмотри картинки. Назови их. Составь схемы этих слов. (Показываются картинки: дом, кран, топор, кирпичи, строитель.)

Образование родительного падежа множественного числа

Рая. Найди лишнюю картинку — ту, в которой нет звука [р]. Отложи её в сторону (Дом.) Давай поиграем.

Игра «Один — много»

Ход игры: из существительного в единственном числе именительном падеже необходимо образовать существительное во множественном числе родительном падеже: кирпич — кирпичей; кран — кранов; топор — топоров и т.д. В каждом случае ребёнку предлагают назвать слова ласково (в уменьшительно-ласкательной форме): кирпичик — кирпичиков и т.д.

Звуковой анализ

Рая. Выбери из картинок те, в названии которых есть звук [р]. (Руль, троллейбус, горох, строитель, топор, сковорода, кран, трамвай, повар, шофёр, кирпичи, картофель, кружка.) Разложи оставшиеся картинки в паровозик. (Ребёнок раскладывает картинки в соответствии с местоположением звука в слове.)

Составление слов из слогов

Рая. Составь из слогов слова, и ты узнаешь ещё несколько профессий, с некоторыми из них мы с тобой познакомимся. (Ак-тёр, мас-тер, мат-рос, шах-тёр, са-ни-тар, ох-ран-ник.) Повторяй за мной, чётко произнося звук [р], скажи, где находится этот звук (ФотогРаф, архитектоР, Радист, электРомонтёР.)

Рая. Мне понравились наши с тобой новые профессии. Назови их. Какая профессия тебе больше понравилась и почему? С каким звуком мы сегодня работали? Спасибо, ты сегодня очень хорошо постаралась и правильно выговаривала звук [р].

Ольга Кудрявина, учитель-логопед ГБДОУ «Детский сад
№76 компенсирующего вида», г. Санкт-Петербург

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*