"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Игра с лицом
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребёнка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Однако многие дети не имеют возможности сделать это поскольку не обладают необходимым багажом знаний и практических умений. Использование не директивного подхода позволяет почувствовать ребёнку свою индивидуальность и уникальность.
Цель: создание благоприятных условий для пополнения знаний и обогащения опыта детей по изобразительной деятельности средствами педагогической поддержки.
Задачи:
- знакомство с новыми средствами изобразительной выразительности;
- пополнений имеющихся представлений об изобразительной деятельности, формирование предпосылок для поисковой деятельности, а также практических навыков в этой сфере;
- формирование условий, в которых дети смогут применить свои ЗУН;
- помощь в поиске новых решений творческих задач;
- формирование у детей чувства собственной значимости и значимости продуктов их творческого поиска;
- создание благожелательной атмосферы в группе, где дети смогут проявлять инициативу и самостоятельность в своих действиях.
Занимаясь развитием инициативы в такой области как «Художественно-эстетическое развитие», мы ставили перед собой следующие задачи:
- знакомство с новыми средствами изобразительной выразительности;
- пополнений имеющихся представлений об изобразительной деятельности, формирование предпосылок для поисковой деятельности, а также практических навыков в этой сфере;
- формирование условий, в которых дети смогут применить свои ЗУН;
- помощь в поиске решений творческих задач;
- формирование у детей чувства собственной значимости и значимости продуктов их творческого поиска;
- создание благожелательной атмосферы в группе, где дети смогут проявлять инициативу и самостоятельность в своих действиях.
Применяли следующие формы и методы работы: использование иллюстративного материала с заложенным логическим противоречием, использование дорисовок, схематических карт, использование нетрадиционных способов рисования, опыты и эксперименты с цветом и фактурой используемых материалов, использование нетрадиционных материалов для изобразительной деятельности (разный материал, в том числе природный и бросовый; разные способы скрепления материалов), обыгрывание продуктов творчества в игровой и театрализованной деятельности.
Игра «Лицо»
Цель: развить умение составлять лицо человека из отдельных элементов.Задачи:
- сформировать умение составлять лицо человека из разных элементов, комбинировать их между собой, создавать мужское, женское и детское лицо или лицо пожилого человека;
- научить отражать на эскизе игрового панно разные эмоциональные состояния человека;
- расширять кругозор, пополнять активный словарь детей;
- познакомить с жанром портретной живописи;
- развивать любознательность, фантазию. стремление к творчеству.
Педагог предлагает детям рассмотреть макет лица, на который можно крепить отдельные части лица человека. Дети рассматривают части лица, проговаривают их название, знакомятся с многообразием вариантов. Ребята делают «эскиз», «набросок», где выбирают отдельные детали заготовок лица, настроение будущему человечку, его пол, причёску и закрепляют эти элементы на шаблоне. В ходе игры происходит обсуждение вопросов «Кто у нас получился?», «Это взрослый человек или ребёнок?», «Какое у него настроение?», «А можем ли мы изменить настроение нашему человеку?». Подготовленный эскиз может служить как пособие для отображения эмоционального состояния ребёнка на определённый момент, как пособие для снятия стресса и улучшения настроения, как материал для ориентировки на плоскости, а также как пособие для «срисовывания». Некоторым детям, испытывающим затруднения в изобразительной деятельности, проще действовать по готовому шаблону, по заготовке, сначала срисовывать готовый портрет, а затем уже более уверенно переходить к самостоятельному рисованию. Более сложная работа, затрагивающая область развития речи, с эскизом может вестись в подготовительной к школе группе. Так, на примере заготовки лица можно не только закрепить знание частей лица, но и познакомить ребят со старинными русскими названиями этих органов, ввести в речь такие красивые, но забытые слова, как: чело, вежды, око, ланиты, уста, выя. С опорой на макет педагог и дети могут обсудить и заучить малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки), которые сложены русским народом на протяжении столетий о лице и голове.
Видит око, да зуб неймёт.
Глаза есть зеркало души.
Глаза ушей вернее.
Глаза боятся, а руки делают.
Береги нос в большой мороз.
Всякая птица своим носом сыта.
Тому виднее, у кого нос длиннее.
На чужой роток не накинешь платок.
Вышеперечисленные примеры – капля в море устного народного творчества о голове, лице и его органах. На примере макета педагог может познакомить и разъяснить детям такие крылатые выражения, как: заруби себе на носу, язык без костей и прочее.
Работая с этим макетом в рамках познавательного развития можно также обсудить органы чувств лица и головы (зрение, вкус, обоняние, слух, частично осязание), обсудить их расположение на голове, поблизости от головного мозга, уход и гигиену головы, лица и его частей. Результатом использования не директивных приёмов педагогической поддержки детей в изобразительной деятельности стало желание создавать новое, проявлять инициативу и самостоятельность в творчестве, желание использовать в играх и театрализованной деятельности результаты своего творчества.
Наталья Сопнева, Виктория Кузьмина
педагоги ГБДОУ ДС №65
г. Санкт-Петербург
Рекомендуем почитать
- Комментарии