"Игры и Игрушки" №3-2015
Играем с пирамидками
Какие бывают пирамидки
1. Пирамидки с колечками одинакового размера. Задача такой игрушки – обучение ребёнка нанизыванию колечек на стержень и снятию их со стержня. Это самое простое действие с пирамидкой. Нужно обязательно следить за тем, чтобы вершина стержня игрушки была закруглена и безопасна для ребёнка. Важно, чтобы размер отверстия в колечке такой пирамидки давал ребёнку возможность свободно нанизывать и снимать со стержня кольцо.2. Пирамидка с разной величиной колец. Такие пирамидки бывают двух видов.
Самый простой и доступный ребёнку вариант игрушки с разной величиной колец – это пирамидка с конусообразным стержнем (пирамидка-ёлочка в виде конуса). Эта игрушка будет очень удобна для первых игр с пирамидками. Такая игрушка автодидактична – то есть сама игрушка контролирует правильность действий ребёнка и обучает его. На конусообразный стержень невозможно неправильно надеть колечки – не получится! Если ребёнок попытается сначала надеть маленькое колечко, то оно не пройдёт до конца стержня-конуса. Так игрушка сама подскажет малышу порядок его действий.
Другой более сложный для сборки вариант пирамидки – это традиционная пирамидка со стержнем-палочкой. В играх с такой пирамидкой очень важно научить малыша правильно её собирать, располагая кольца строго по величине.
3. Фигурная пирамидка. Это пирамидки в форме морских жителей, весёлых фигурок, зверюшек, клоуна и другие, с очень разнообразной и сложной формой деталей и порядком их взаиморасположения. Она предназначена для детей постарше, которые уже легко собирают обычную пирамидку. При сборке любой фигурной пирамидки ребёнку важно иметь перед глазами картинку-образец. Ведь в такой игрушке порядок сборки только один – единственно верный для получения результата.
Выбираем пирамидку по возрасту
Подготовительный этап. В 10–12 месяцев малыш уже может нанизывать большие яркие кольца пирамидки на стержень, если мама покажет, как это делать (стержень при этом находится в горизонтальном положении).Путём проб и ошибок малыш достигает понимания того, что на очень толстый стержень нельзя нанизать колечки или шары с очень узким отверстием; если у предмета нет отверстия, то нанизать его на стержень и вовсе не получится (например, вырезанные из картона колечки можно надеть на стержень, на лапку игрушечного мишки, на мамин пальчик, на свою ручку, а вырезанные из картона круги – не надеваются).
Для развития умения захватывать предмет можно ребёнку давать нанизывать на палочку разные по форме элементы пирамидок – шары и кубики с отверстиями в них, а также традиционные колечки.
Первый этап. С 1 года до 1 года 3 месяцев. В этом возрасте малыш учится нанизывать кольца на стержень и снимать их со стержня (стержень пирамидки — в вертикальном положении). Для малыша этого возраста самой подходящей будет пирамидка из 4-5 колец одинакового размера. Как только малыш будет легко нанизывать 5 колечек, можно увеличить количество колечек до 10 (одного размера). Обычно для таких игр используются деревянные пирамидки с кольцами небольшого размера (3-5 см).
Второй этап. С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Для ребёнка в этом возрасте нужна пирамидка с кольцами двух размеров (2-3 больших кольца одинакового размера и 2-3 маленьких кольца одинакового размера). Малыш будет собирать пирамидку из колец двух размеров так: внизу 2-3 больших одинаковых кольца, над ними вверху – 2-3 маленьких одинаковых кольца. Назовите ребёнку размер колечек: «большое колечко», «маленькое колечко». Проведите ручкой ребёнка по пирамидке: «неровная», получилась «ступенька».
Важно, чтобы разница в размере маленьких и больших колец была не менее 3 см. Пирамидка может быть и одноцветной, и разноцветной.
Третий этап. С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев. Вам понадобится пирамидка из трёх видов колечек разных по размеру (шесть колец: два больших, два поменьше и два маленьких). Называем малышу размер колечек так: «большое колечко», «поменьше», «маленькое», интонационно выделяя голосов слова. Пирамидка также одноцветная.
Четвертый этап. С 1 года 9 месяцев до 2-х лет. Лучше всего для этого возраста подойдёт пирамидка из 4-5 уменьшающихся по величине колец (традиционная пирамидка). Сначала даём ребёнку пирамидку-ёлочку (в виде конуса на конусообразном стержне), чтобы он легко и просто понял сам принцип сборки игрушки: каждый раз нужно брать самое большое колечко и нанизывать его на стержень.
Затем даём стандартную пирамидку на палочке-стержне из 5 колечек. Если такой пирамидки у вас нет, то её можно собрать самим из имеющихся дома других пирамидок. Собираем пирамидку с уменьшением величины колечек, называя ребёнку величину: «Самое большое — поменьше — поменьше — ещё меньше — самое маленькое».
Пятый этап. С 2-х лет до 2-х лет 6 месяцев. Малышу этого возраста подойдёт классическая пирамидка из 6-8 колец с уменьшением их размера. Хорошо иметь не только цветную, но и одноцветную пирамидку с уменьшением величины колец. Дети очень быстро запоминают последовательность цветов и начинают быстро собирать пирамидку по памяти, автоматически, без учёта размера колец. Одноцветная же пирамидка учит малыша ориентироваться, прежде всего, на величину элементов при сборке игрушки.
Шестой этап. С 2-х лет 6 месяцев до 3 лет. В этом возрасте малыш может сам собрать более сложную пирамидку, в том числе фигурную, в которой надо учесть не только размер детали, но и её расположение в пирамидке (фактически собрать на стержне пазл в вертикальной плоскости).
О различных играх с пирамидками и обучении им малыша читайте в следующем номере журнала.
Ася Валасина, автор сайта для родителей и педагогов
«Родная тропинка», кандидат педагогических наук
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии