Играем в жизнь

— Я не умею играть с детьми, — призналась однажды мама двух девочек-погодок, — а играть вдвоём у дочек ещё не очень хорошо получается. Лото, пазлы, занятия по развивающим пособиям — это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.

— А если ничего не придумывать, — а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаём вещи в ремонт…

Сюжетно-ролевые игры — клад для педагога и родителя. Героями игр могут быть члены семьи/коллектива, а могут — игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом выступит любая вещь. Для развития воображения даже лучше, если предметы-Играем в жизньзаместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки — деньгами, а обувная коробка — кассой).

«Детский сад»

Что нужно: игрушки или герои на роль детей, родителей, воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и пере-обуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идёт по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: игра способствует адаптации ребёнка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

Вы уже попробовали играть в школу, магазин, поликлинику, парикмахерскую. Воображение иссякло? Ничего подобного! Отправляемся в цирк, аэропорт, на почту!

«Цирк»

Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.

Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.

Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.

«Дракон и принцесса»

Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.

Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит её к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…
Почему это здорово: это активная игра, играть в неё можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как справиться с драконом.

«Аэропорт»

Что нужно: игрушечные самолёты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.

Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолёта. Пассажиры пристёгиваются, самолёт Ребенок в коробкевзлетает, во время полёта стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолёта пассажиры получают багаж в здании аэропорта.

Почему это здорово: дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полётом. Во время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши — нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет — нужно пройти в конец салона.

«Почта»

Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.

Что делать: на почту привозят много разной корреспонденции. Работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладёт газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.

Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, получают знания о важности индекса, учатся сортировать предметы и развивают мелкую моторику. После такой игры можно отправиться на настоящую почту и отправить себе письмо — ребёнку будет интересно воображать, как оно идёт к нему домой.

«Автобус»

Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.

Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролёру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.

Почему это здорово: ребёнок получает понятие о езде в общественном транспорте. Можно меняться ролями и играть то водителя, то пассажира. Так ребёнок поймёт правила поведения в транспорте. Вряд ли ему-водителю понравится, что зайчата-пассажиры прыгают по «салону». Во время поездки запоминаются разные географические названия, повторяются правила дорожного движения. Проигрываются ситуации: проехал свою остановку, опоздал на остановку, автобус сломался.

«Путешествие на автомобиле»

Эта игра — совокупность всех-всех испробованных игр. Для неё потребуются атрибуты, нужно будет подготовиться. Зато потом — полный полёт неиссякающей фантазии ребёнка.

Для подготовки потребуется: большая коробка из-под телевизора (на каждого ребёнка). Также — водительское удостоверение; печать; разные предметы бросового материала (коробки, пакеты, бутылки), из которых можно соорудить медпункт, автозаправочную станцию.

Главным в игре является сооружение макета автомобиля, который надевается на ребёнка. В днище коробки вырезается круглое отверстие для головы шофёра. По бокам коробки вырезаются колеса и приклеиваются к коробке. Получается «бегающий автомобиль».

После изготовления макетов автомобилей разворачиваются игровые действия. Ребёнок испытывает автомобиль и вживается в свою новую роль. Затем рождаются сюжеты игр. Возникают заправочные станции, случаются аварии, на помощь спешат пожарные машины и машины «скорой помощи». Автомобилист определяет для себя маршрут, владелец печати становится контролером и кондуктором, а владелец палки становится полицейским. Можно заехать в магазин, отправиться в аэропорт, поехать к замку принцессы… Коробка-автомобиль долгое время останется популярной игрушкой вашего малыша.

Ольга Строжкова, старший воспитатель МБДОУ №12,
посёлок Буланаш, Артемовского района, Свердловской области

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*