Принципы устройства игротеки в образовательном пространстве ДОУ.
Мир детей невозможно представить без игры. Недаром именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребёнка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:
Развитие ребёнка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, развивающий деятельность ребёнка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у неё более узких качеств, таких как самостоятельность, активность. При построении игровой среды педагоги должны руководствоваться принципами в соответствии с федеральным государственного образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ему среда должна быть содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; безопасной; доступной.
Это предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Выделяется место для кукольного игрового уголка, оборудованного с целью различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.
Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли заместителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, применяемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, «таблетки», бланки для рецептов и другое).
Центр сюжетно-ролевой игры должен предполагать раскрытие индивидуальных способностей ребёнка. У нас представлены игры «Мужская и женская профессии», «Кому что нужно?», «Подбери одежду для мальчика и девочки», альбомы «Для вас, девочки», «Для вас, мальчики», групповые портреты, нарисованные детьми, оформленные визитные карточки – «бейджики», альбомы в рисунках «Мой лучший друг», фотоальбомы «Наши добрые дела», «Неразлучные друзья».
Центр книги
Работая с детьми в пространстве «Центр книги», педагог может использовать приёмы эффективного метода сказкотерапии. В этот уголок включаются все игры и оборудование для развития речи детей, книжки-малышки по словотворчеству.
Центр науки
Это и уголок природы, и место для детского экспериментирования, опытов с соответствующим оборудованием и материалами. У воспитателей, которые видят недостаточность внимания к проблемам трудового воспитания, появляется возможность познакомить детей с разными видами труда, изучить орудия производства.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребёнка предпосылок к сюжетно-ролевой игре. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.
Центр театрализованных игр
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Предназначенные для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Знакомство с разными видами театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желанию попробовать себя в разных ролях, воспитанию артистических качеств. Целеобразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними изготавливать атрибуты, обыгрывать их.
Центр двигательной активности
Пространство центра двигательной активности позволит обогатить физкультурно-оздоровительную среду. Центр предназначен для расширения организованных и самостоятельно-игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста, что является актуальным в рамках реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ.
Центр уединения
Эта зона предполагает ребёнку отвлечься от игр, успокоится, подумать и поразмышлять. Здесь может происходить обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр: «Коврик дружбы», «Мирилки», «Подушка примирения», «Коробочка примирения». Здесь могут находиться фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями.
При создании игрового пространства все детали должны быть продуманы. Каждый элемент должен нести определенную нагрузку: не может быть случайных игр, оборудования; игрушки, мебель, пол, стены – всё служит развитию и обогащению игровой деятельности дошкольника.
Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые бы давали простор изобретательности.
Ирина Соловьева, заведующая МБДОУ
Большешироковский детский сад,
Нижегородская обл., с. Большое Широкое
Рекомендуем почитать
Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!
Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.
Комментарии (0)