Игротека в пространстве ДОУ

Принципы устройства игротеки в образовательном пространстве ДОУ.

Мир детей невозможно представить без игры. Недаром именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребёнка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функ­ции в его развитии:

  • Игротека в пространстве ДОУдаёт возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать «врачом», «поваром», «моряком»;
  • открывает широкие горизонты для общения, прежде всего, со сверстниками, даёт возможность взаимодействовать внутри разных ролей, служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;
  • помогает реализовать естественную потребность ребёнка в движении;
  • способствует развитию психических познаватель­ных процессов дошкольника: внимания, мышле­ния, воображения, речи и (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребёнка);
  • служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности – учёбе.

Развитие ребёнка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, развивающий деятельность ребёнка. Она оказывает влия­ние на развитие личности в широком смысле и на форми­рование у неё более узких качеств, таких как самостоя­тельность, активность. При построении игровой среды педагоги должны руководствоваться принципами в соот­ветствии с федеральным государственного образователь­ным стандартом дошкольного образования. Согласно ему среда должна быть содержательно-насыщенной; транс­формируемой; полифункциональной; безопасной; доступной.

Это предполагает единство социальных и предмет­ных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Все игровые центры должны быть располо­жены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Центр сюжетно-ролевой игры

Выделяется место для кукольного игрового уголка, оборудованного с целью различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли заместителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, применяе­мые в играх (деньги, кошельки из бумаги, «таблетки», бланки для рецептов и другое).

Центр сюжетно-ролевой игры должен предпола­гать раскрытие индивидуальных способностей ребёнка. У нас представлены игры «Мужская и женская профессии», «Кому что нужно?», «Подбери одежду для мальчика и девочки», альбомы «Для вас, девочки», «Для вас, мальчики», групповые портреты, нарисованные детьми, оформленные визитные карточки – «бейджики», альбомы в рисунках «Мой лучший друг», фотоальбомы «Наши добрые дела», «Неразлучные друзья».

Центр книги

Работая с детьми в пространстве «Центр книги», педа­гог может использовать приёмы эффективного метода сказкотерапии. В этот уголок включаются все игры и оборудование для развития речи детей, книжки-малышки по словотворчеству.

Центр науки

Это и уголок природы, и место для детского экспери­ментирования, опытов с соответствующим оборудованием и материалами. У воспитателей, которые видят недоста­точность внимания к проблемам трудового воспитания, появляется возможность познакомить детей с разными видами труда, изучить орудия производства.

ИгротекаНевозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребёнка предпосылок к сюжетно-ролевой игре. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.

Центр театрализованных игр

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Предназначенные для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Знакомство с разными видами театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в пере­даче образа персонажа, желанию попробовать себя в разных ролях, воспитанию артистических качеств. Целеобразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними изготавливать атрибуты, обыгрывать их.

Центр двигательной активности

Пространство центра двигательной активности позволит обогатить физкультурно-оздоровительную среду. Центр предназначен для расширения организо­ванных и самостоятельно-игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста, что является актуальным в рамках реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ.

Центр уединения

Эта зона предполагает ребёнку отвлечься от игр, успо­коится, подумать и поразмышлять. Здесь может происхо­дить обучение детей бесконфликтному общению с помо­щью эмоционально-развивающих игр: «Коврик дружбы», «Мирилки», «Подушка примирения», «Коробочка прими­рения». Здесь могут находиться фотоальбомы с группо­выми и семейными фотографиями.

При создании игрового пространства все детали должны быть продуманы. Каждый элемент должен нести определенную нагрузку: не может быть случайных игр, оборудования; игрушки, мебель, пол, стены – всё служит развитию и обогащению игровой деятельности дошкольника.

Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игро­вой площади, которые бы давали простор изобретательности.

Ирина Соловьева, заведующая МБДОУ

Большешироковский детский сад,

Нижегородская обл., с. Большое Широкое

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*