Игры с особыми детьми

В нашем детском саду разработана модель образовательной среды, адаптивной к уровню и особенностям развития воспитанников. Проект «Моделирование единой коррекционно-образовательной среды как средство реабилитации детей с отклонениями в развитии» в 2005 г. был удостоен ежегодной муниципальной премии им. В. Татищева в Игры с особыми детьмиобласти образования.

Чтобы визуально разграничить пространство группы на несколько центров, мы используем передвижные ширмы, перегородки, модули, подиумы. Для преодоления нарушений в сенсомоторном развитии дошкольников нами разработано авторское дидактическое оборудование.

Многофункциональная сенсорная ширма

Сенсорная ширма может использоваться в качестве:

— уголка уединения, где вместо съёмных панелей используются шторы;
— пособия (тренажёра) для формирования у дошкольников эталонных представлений о цвете, форме, величине;
— модели экологических систем.

Преимущества ширмы:

1. Сенсорная ширма проста в изготовлении. Она представляет собой скреплённые между собой рояльными петлями деревянные рамы с многочисленными вкрученными в их основу металлическими крючками, используемыми для драпировки портьерной ткани. Нижние планки ширмы расположены на разной высоте (20, 30, 40 см). Общая высота ширмы соответствует росту ребёнка. Желательно, чтобы ширма была окрашена в яркие основные цвета, что способствует привлечению внимания детей с задержкой психического развития. Съёмные панели изготовлены из различных материалов: ткань, кожзаменитель, пластик. На каждой панели имеются петли, которые надеваются на крючки, вкрученные в основу ширмы. На самих панелях имеются пуговицы, на которые вешается необходимый дидактический материал.
2. Сенсорная ширма может использоваться при работе с дошкольниками всех возрастов (от трёх до семи лет). В соответствии
с возрастом и задачами изготавливаются съёмные панели.

Возможные варианты панелей сенсорной ширмы:

Цветовая панель. Изготовлена из кожзаменителя с прозрачными карманами, в которые вставляются картонные цветные прямоугольники.

Цель: закрепить представления о цвете и оттенках, развить умение работать в коллективе.

Упражнения: «Назови цвет», «Спрячь предмет», «Тепло-холодно», «Времена года», «Добрый — злой», «Хороший — плохой», «Придумай сказку».

Геометрическая панель. Изготовлена из кожзаменителя с прозрачными карманами для размещения картонных прямоугольников с изображением геометрических фигур разного цвета, величины, количества, фактуры.

Цель: закрепить названия геометрических фигур, цвета, оттенков, научить различать величину, количество: много — один, развить тактильное восприятие.

Задания детям даются от простого к сложному, сначала используется один признак — название геометрической фигуры, затем задания усложняются (добавляются цвет, величина, количество, фактура).

Упражнения: «Назови фигуру», «Что изменилось», «Спрячь фигуру», «Придумай сказку».

Звуковая панель. В деревянной планке делаются отверстия для шнурков, на концах привешиваются металлические пластины, ключи разного размера и модификации, это способствует извлечению звуков различной высоты с помощью деревянной или металлической палочки.

Цель: развить звуковое восприятие, умение различать звуки по высоте. Упражнения: «Повтори мелодию», «Найди звук», «Моё настроение».

Экологическая панель. Изготовлена из ткани, подобранной в соответствии с цветовой характеристикой существующих сред обитания; каждая цветовая полоска имеет пришитые пуговицы, крючки, липучки, на которые прикрепляют дидактический материал.

Цель: закрепить знания о животных, растениях, классифицировать транспорт в соответствии со средой обитания.

Упражнения: «Кто где живёт», «Найди свой дом», «Расскажи сказку», «Придумай историю о …».

Речевая панель. В деревянной планке сделаны отверстия для шнурков, на концах которых развешиваются предметы различной тяжести: пёрышко, кубик, колечко, пушок разных размеров и модификации.

Цель: развитие дыхания.

Упражнения: «Назови предметы по очереди», «Подуй тихо (сильно)», «Произнеси чётко название предмета», «Назови звук, с которого начинается название заданного предмета».

Познавательный куб

Пособие изготовлено из дерева. Грани покрашены в основные цвета или оттенки с постепенным высветлением.

Функции:

— моделирование экологических зон;
— развёртывание сюжетных игр (режиссёрской игры);
— оборудование личностноориентированной модели общения «глаза в глаза» (подиум);
— организация предметного пространства (использование в качестве уголка уединения, создание собственных моделей среды).

Среда, как зона непосредственной активности ребёнка может стимулировать или тормозить развитие детей. Наше дидактическое оборудование способствует развитию психических процессов, мелкой моторики рук, речи и речевого дыхания, преодолению трудностей в усвоении сенсорных эталонов, формировании двигательных навыков, гибкости, глазомера, эмоционального развития.

Театральная кукла

Изготовленная в рост ребёнка кукла предполагает:

— активные действия: ребёнок двигает руками, ногами, действует с деталями костюма, изображает жесты, мимику, меняет облик;
— пассивные действия: прячется за корпус, голосом демонстрирует психологические состояния, произносит заданный текст.

Назначение:

— создавать оптимальные условия для развития и коррекции индивидуальных особенностей детей;
— преодолевать недостатки формирования высших психических функций детей с ЗПР (внимание, память, мышление);
— развивать сенсомоторные эталоны, мелкую моторику рук, чувств и эмоций, познавательные навыки, основные виды движений, жестов и интонационной выразительности;
— корректировать речь, развивать свободное речевое общение, творческую активность;
— стимулировать интерес детей к театрально-игровой деятельности;
— социализировать личность.

В настоящее время в детском саду изготовлено восемь театральных кукол, каждая имеет своё методическое сопровождение в виде дидактических игр и упражнений.

Светлана Степанова, заведующая д/с № 53 «Чайка», г. Тольятти
Ирина Аушкина, заместитель заведующей
по воспитательной и методической работе

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*