эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Планы-конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития (ЗПР) 4-5 лет.

В ходе индивидуальных занятий с разными детьми по одной теме педагог решает разные задачи и использует для этого разные игры и упражнения. Представлю задания двух таких занятий по теме «Дикие и домашние животные» в средней группе.

Лиза Ч

Занятие 1

Сведения о ребёнке. Лиза Ч., возраст 4 г. 6 мес. Заключение ЦПМПК: Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития. Заключение невропатолога: моторно-сенсорная алалия. Группу для детей с ЗПР посещает с сентября 2018 г.
Лиза с трудом усваивает слова, затрудняется объянить их значение. Выраженно страдает использование в речи глаголов, прилагательных, предлогов. Трудности при построении высказываний.

Обучающие задачи: закреплять представления о диких и домашних животных, умение зрительно и тактильно обследовать объёмные предметы, выделять их части; учить подбирать определения к существительным.

Развивающие задачи: развивать умение узнавать предмет по его частям и собирать изображение из отдельных частей; расширять и активировать словарь по теме занятия; развивать диалогическую речь, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к дидактическим играм.

Материал представлен в ходе занятия.

Предварительная работа: формирование представлений о внешнем виде, особенностях передвижения, повадках, пище и месте обитания домашних животных и диких животных наших лесов на занятиях и в свободной игровой деятельности.

Ход занятия

Отгадай загадку

Материал: фигурки лисы, зайца, медведя, собаки, кошки, лошади.
Загадываю описательные загадки о представленных животных и после каждой отгадки предлагаю обследовать соответствующую фигурку, затем назвать части тела животного и место его обитания; изобразить, как оно двигается, какие звуки издаёт. Вместе подбираем подходящие для животного определения, затем предлагаю употребить их в словосочетаниях.

Помоги животным найти свой дом

Материал: фигурки лисы, волка, медведя, собаки, кошки, лошади, деревьев и кустов; игрушечный дом.

Размещаем на столе игрушечный дом и лес из фигурок деревьев и кустов. Предлагаю вспомнить, где живут домашние и дикие животные, и помочь им найти свой дом. Помогаю объяснить выбор.

Пальчиковая гимнастика «Зайка – ушки на макушке»

Предлагаю показать, что делают животные в лесу и провожу с ребёнком двигательные упражнения.

Собери картинку

Материал: разрезные картинки с изображением зайки из 3-х и 4-х частей, фигурка стоящего зайца.

Предлагаю рассмотреть части одной картинки и сложить её. При затруднении обращаю внимание ребёнка на части тела животного и их расположение на фигурке зайца. Затем ребёнок собирает другую картинку.
Когда обе картинки собраны, задаю вопросы: Где живет заяц? Чем он питается?

Волшебный мешочек

Материал: мешочек, фигурки волка и коровы.

Предлагаю двумя руками на ощупь определить животных, которые спрятались в мешочке. Ребёнок изучает фигурки, называет и достаёт медведя, затем корову.

Предлагаю назвать и показать части тела животных, рассказать, где они живут.

Итог. Предлагаю ребёнку назвать животных, с которыми он играл на занятии.

Арсений П

Занятие 2

Сведения о ребёнке. Арсений П., 4 г. 9 мес. Заключение ПМПК: Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития. Группу для детей с ЗПР посещает с ноября 2018 г.

Обучающие задачи: закреплять умение относить животных к группе диких или домашних, использовать обобщающие слова.

Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, предметный гнозис, память, мыслительные операции сравнения, анализа и группировки, мелкую моторику пальцев рук, активизировать словарь по теме занятия, развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи: воспитывать желание быть успешным при выполнении заданий.

Материал представлен по ходу занятия.

Предварительная работа. Та же, что и в занятии 1
.

Ход занятия

Назови домашнее животное

Материал: фигурки коровы, лошади, козы, собаки, кошки в коробке.
Чтобы узнать, кто спрятался в коробке, предлагаю достать из ней одну фигурку, рассмотреть её и назвать. Затем показать и назвать части тела животного, рассказать, где оно живёт и как помогает своему хозяину. Аналогично с фигурками других животных. Когда все фигурки находятся на столе, предлагаю соотнести их с группой домашних или диких животных.

Найди животных

Материал: карточка формата А4, в верхней части которой находятся наложенные контурные изображения медведя, лисы и зайца, а в нижней части – отдельные маленькие изображения 7-и диких и домашних животных; карандаш.

Предлагаю рассмотреть рисунок в верхней части карточки и назвать всех животных, которые «спрятались» в нём, а затем найти этих животных в нижней части листа, обвести карандашом и сказать, где они живут.

Пальчиковая игра «Кошки-мышки»

Предлагаю изобразить с помощью рук кошку, которая ловит мышку, и провожу с ребёнком пальчиковую игру «На ладошку села кошка».

Покорми животное

Материал: шнурок; деревянные плоские бусины с изображением коровы, кошки, собаки, кролика и корма для них - травы, моркови, молока в пакете, косточки.

Предлагаю ребёнку собрать бусы в следующем порядке: после каждой бусины с изображением животного нанизать бусину с изображением его пищи, например: корова - трава; собака – косточка.

Найди животному дом

Материал: карточка формата А 4 с изображениями коровы, лошади, козы, собаки, кошки, овцы, медведя, волка, лисы, зайца, леса, дома и двора; карандаш.

Предлагаю ребёнку показать каждому животному дорогу домой и провести её карандашом.

Четвертый – лишний

Материал: фигурки коровы, лошади, козы, медведя.

Предлагаю рассмотреть и назвать фигурки, показать «лишнее» животное. При затруднении помогаю ребенку объяснить выбор.

Итог занятия. Предлагаю назвать группы животных, о которых говорили, а затем только домашних животных, только диких животных.

Наталия Чуприна, учитель-логопед, дефектолог
ГБОУ Школа № 953 ДО-3 г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*