Игрушкапоиск
Хит-парад игрушек
Интернет-магазин

Изразцы

ИзразцыТворческая деятельность с детьми подготовительной группы.

Образовательные задачи:

  • знакомить с историей производства изразцов;
  • расширять представления детей о народном искусстве;
  • развивать навыки рисования узоров;
  • продолжать знакомить с образцами народного прикладного творчества;
  • учить кистевой росписи;
  • вызывать желание создать свои варианты эскизов изразцов;
  • закреплять представления о жанрах живописи, узорах.

Воспитательные задачи:

  • развивать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать трудолюбие, уважение к труду на примере русских народных сказок;
  • показывать взаимосвязь явлений природы с народ­ным творчеством;
  • формировать у детей умение работать в мини-кол­лективе, договариваться и планировать работу;
  • воспитывать волевые качества ради успеха общего дела;
  • обогащать словарный запас.

Предварительная работа: подбор фотографий, слай­дов; подбор пословиц о труде, о трудолюбии; тонирование бумаги; чтение детям сказки «По щучьему велению»; толкование и разучивание пословиц о труде; проведение занятий, на которых дети работают в парах: «Русские матрёшки», «Витражи», «Зоопарк», «Зонтики», «Рука­вички и носки», «Чайная пара»; проведение беседы о преимуществах коллективного труда.

Материалы и оборудование: печные изразцы, фото­графии печей, облицованных изразцами, фотографии современных изразцов, фотографии старинных изразцов из коллекции Музея Москвы, эскизы росписи изразцов, рисунки детей за предыдущие годы. Краска акварель, гуашь, пастель масляная, кисти круглые; бейджики с именами участников «Мастер …» разных цветов для каждой пары; тряпичная кукла Емеля.

Весь материал можно разделить на два занятия:

1. Рассказ про Емелю. Демонстрация и обсуждение печей с изразцами, изразцов.

2. Закрепление информации, услышанной на преды­дущем занятии. Более пристальное рассматривание сюжетов, выбор своего варианта для рисования. Продуктивная деятельность. Если есть возможность изготовить макет печи, то можно украсить её рисун­ками детей.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята. Смотрите, сегодня у нас в гостях Емеля. Помните, как он обрадовался, когда печь сама за водой пошла? Да недолгой была радость Емели – быстро остыла его печь, перестала быть тёплой. Говорил ему батюшка: «Облицуй печь! Обложи изразцами, как у деда с бабкой». А Емеле то некогда, то неохота. Ведь столько дел с этими изразцами.

Педагог: Летом поплавать хочется, а надо глину соби­рать да на деревянные настилы раскладывать, чтоб она высохла. Оооох! А потом тяжёлым деревянным кряжем с ручками разбить-растолочь её да просеять через сито. Сиди, пыль глотай! После промыть от камушков и мусора водой холодной. Бррр! Затем глине этой дать отстояться, осесть в воде на дно, воду слить аккуратно. Да и выложить глину в форму. Ой-ой-ой! Высохнет глина в форме – тащи её в печь обжигать, да не один раз, а 4-5, не то потреска­ется глина, насмарку пойдёт весь твой труд. После того как остынет – обмажь изразец олифой, маслом подсолнеч­ным. Да и расписать надо будет для красоты. О-хо-хо! Вот после этого всего печь и утепляй-облицовывай своими изразцами. Нет! Емеля говорит: «Лучше лягу я на печи да буду есть калачи!».

Педагог: А что бы вы посоветовали Емеле? Какие вы знаете советы, пословицы для таких работников?

Творческая деятельность с детьми подготовительной группыДети: Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда нет добра.

Терпение и труд всё перетрут.

Работай смелее-будешь жить веселее.

Была бы охота-наладится всякая работа.

Делу время-потехе час.

У ленивого Федорки всегда отговорки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Дело мастера боится.

Не место красит человека, а человек место.

Работать спустя рукава.

Педагог: Ребята, а вы какую выбрали бы печь – с изразцами или простую побелённую? (Дети рассматри­вают фотографии изразцовых печей. Отвечают на вопрос педагога.)

Педагог: Печь, покрытая изразцами, дольше сохра­няет тепло. Такую печь легко содержать в чистоте, она красива, украшает жилище. (Дети рассматривают коллекцию изразцов, их конструктивные особенности. Слушают уточнения педагога, рассматривают фотографии.)

Педагог: Посмотрите на эти изразцы. Царь Пётр пове­лел делать гладкие белые изразцы с синим глазурованным рисунком. На что похожи печи, украшенные такими израз­цами? (Некоторые печи выполнены в форме башенок, дворцов, похожи на торт, замок.) Печи разные, но назна­чение у всех одинаковое – согревать и готовить пищу. Как вы думаете, а сейчас изразцы используют? (Ответы детей.)

Педагог: Верно, можно камин облицевать изразцами, а можно просто красивый изразец на стену повесить как картину или всю стенку выложить ими. Да и печи исполь­зуют люди в сельской местности.

Педагог: Как вы думаете, почему у этих квадрати­ков такое название? Изразец – это нечто изрезанное, обработанное. Умельцы вырезают специальные дере­вянные формы – короба для заливки глиной. На дне прорезают рисунок. Поэтому на глине получается отпечаток в виде выпуклого рельефа. Праславянское слово «речь-резь» означает «проводить черту». Распи­сывают изразцы глазурью или эмалью. (Дети рассма­тривают изразцы.) Обратите внимание, изразец очень тяжёлый. С обратной стороны вы видите специальные отверстия для надёжного крепления металлическими стержнями.

Педагог: Давайте поможем Емеле – придумаем и нари­суем изразцы. А чтобы вам было легче, рассмотрим фото­графии изразцов. Какие знакомые сюжеты вы видите? (Ответы детей.) А узоры, орнаменты могут быть изобра­жены? Почему так всё красиво? Откуда у художников идеи? Что окружает человека? (Ответы детей.)

Педагог: Верно. Природа вдохновляет человека, дарит идеи. Работать вы будете, объединившись в пары. (Пары формируются заранее. Выбирается цвет бейд­жика и пишется имя мастера.) Вы вместе с партнёром выбираете фон изразца, придумываете сюжет, подбира­ете краски. Пара мастеров старается изобразить сюжет одинаково. (Дети, выбрав фон, приступают к рисова­нию. По окончании работы бригады демонстрируют свои изразцы, рассматривают и оценивают работы других мастеров.)

Надежда Тислова, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа № 1374 с углублённым изучением английского языка
Дошкольный филиал «Маленькая страна», г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*