"Игры и Игрушки" №3-2024
Как научить ребёнка писать без ошибок?
Едва ученики сели за школьные парты, открыв чистые, пахнущие краской тетради, как на страничках начинают появляться ошибки, зачёркнутые и исправленные буквы. Не секрет, что грамотность – это не врождённое, а приобретённое качество человека, и помочь его развить могут родители, ещё с дошкольного возраста
Чувство грамотности прививается с раннего детства, а усовершенствуется уже в школьном возрасте, как правило, к концу начальной школы. Что же можно сделать родителям, пока ребёнок ещё совсем мал?
Развиваем грамотность в играх
Игры – не только весёлое беззаботное время, но и развитие ребёнка во многих сферах. В игре ребёнок учится многим навыкам, и в том числе повышает свою грамотность.
1. Игры с музыкой и ритмом
Музыкальные игры несут в себе колоссальный развивающий эффект. Пусть ребёнок с закрытыми глазами определит, чей звук сейчас прозвучал, к какому инструменту он относится. Или прохлопали ладошками ритм, а малыш должен точь-в-точь его повторить. Развитие музыкального слуха и ритма способствуют в дальнейшем его грамотности.
2. Кубики
Цветные, с буквами, слогами, орнаментальные кубики, умные кубики (IQ-кубики) –развивают зоркость, память, быстроту реакции, а в дальнейшем орфографическую зоркость и грамотность. Сначала собираем цветные кубики, орнаменты по схеме, затем собираем кубики с буквами, в дальнейшем – слова из слоговых кубиков. Ребёнок развивает зрительное восприятие слова, запоминает его и в дальнейшем автоматически будет писать верно. Также развитая зоркость поможет не допускать ошибок, либо исправлять их самостоятельно при проверке.
3. Настольные игры
У дошкольников и младших школьников ведущая деятельность – это игра. Во время игр они запоминают больше, нежели во время учёбы. Сейчас появилось множество игр, в которые можно играть всей семьёй, вовлекая туда и старшее поколение, и детей разных возрастов. Различные домино, лото, ходилки способствуют развитию грамотности. Например, игра «Базинга», в которой много уровней, и на первом уровне можно сидеть несколько лет. Благодаря вариантам игры и простым словам, можно развить не только грамотность, но и эрудированность, а затем уже перейти на второй уровень, с которым не каждый взрослый может справиться.
Помогать ли ребёнку с домашним заданием?
Многие считают, что ребёнок должен самостоятельно учиться и помогать ему не следует. В школе он слушает, его там учат, а домашнее задание он выполняет самостоятельно. Да, это верно, но не совсем. Функция родителя – контролировать выполнение домашнего задания и помогать ребёнку, если у него есть сложности в обучении. Иначе ребёнок начинает отставать, возникает ощущение, что он не справляется. В результате ученик закрывается от проблемы, свыкается с этим положением и привыкает писать с ошибками. Потому, лучше не упускать возможность помочь ребёнку на этапе начального обучения. Так родители могут помочь ребёнку
Запоминаем словарные слова
Заведите блокнотик для слов, которые необходимо выучить. Эти слова нужно обрисовать, то есть сделать какой-то забавный рисунок, записывать слово и «опасные» буквы крупно нарисовать и обвести. Одно слово – одна страничка. Ребёнку понравится этот увлекательный процесс, он развлекает и одновременно помогает выучить слово.
Писать под диктовку
Пишите любые тексты, достаточно 5 предложений, это – основа основ. Для большего интереса можно диктовать друг другу, детям нравится быть на месте учителя. Родитель может специально допустить пару ошибок в тексте, а ребёнок при проверке, если их найдет – будет горд за себя, от чего нудный процесс превратится в весёлый.
Тексты с ошибками
Сейчас в продаже есть такие тренажёры, где в тексте встречаются ошибки. Можно подготовить текст самостоятельно, изменив правильные слова на слова с ошибками, распечатать и дать ребёнку на проверку. Это отлично развивает орфографическую зоркость и закрепляет знание правил.
Вставить букву
Даём ребёнку карточку с текстом, где пропущены буквы. Задание можно сделать ежедневным. У авторов О. Узоровой и Е. Нефедовой есть готовые варианты, на каждый день.
Чтение книг
Чтение улучшает орфографическую зоркость, позволяя заранее видеть правильность написания слова. Чтение вслух – более внимательное, нежели чтение про себя, потому в начальной школе рекомендуется читать вслух. Устраивайте семейные чтения. Вся семья читает по ролям, меняя голос, интонацию. Это более забавно для детей, да и для взрослых в том числе.
Чтение и списывание наоборот
Найдите тексты, где слова написаны наоборот. Такой текст сначала нужно прочитать, а потом переписать в тетрадь. Это достаточно сложный процесс, придётся попыхтеть, но если взять весёлый текст, или, наоборот, познавательный, то процесс будет достаточно увлекательным.
Кроссворды, сканворды, ребусы
Всё это также повышает орфографическую зоркость и учит ребёнка писать без ошибок. Написал в кроссворде слово с ошибкой – дальше всё пойдёт не так. Хочешь не хочешь, а запомнишь, как оно пишется.
Записать слово по первым буквам
Эту игру назовём «Радисты» или «Разведчики», ведь здесь выходит кодировка слов. На слух даётся 3 слова: морковь, арбуз, корова. Какое слово получится, если использовать лишь первые буквы перечисленных слов - «МАК». Главное, не записывать слова, а слушать и в уме составлять новое слово.
Развитие грамотности ребёнка – в ваших руках. Вокруг нас множество игр и занятий, которые помогут улучшить орфографическую зоркость ребёнка. Не обязательно тратить на это много времени, сил и денег, можно увлекательно провести время в кратких поездках, по дороге в школу. Успехов в ваших начинаниях!
Марина Палочкина, учитель-логопед ГБОУ
Школа № 460, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Придумываем сами
- «Профессиональные ассоциации»
- Находилки
- Психолого-педагогические и гигиенические требования к игрушкам
- Комментарии