"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Какие бывают иголки
Конспект НОД по ознакомлению детей с многозначностью слов в русском языке для средней группы образовательной организации
Данное занятие раскрывает возможности ознакомления детей с лексическим содержанием многозначных слов в ходе двигательной, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Цель: формировать представления детей о многозначных словах русского языка.
Обучающие задачи: познакомить с лексическими значениями многозначных слов «игла», «иголка»; учить находить общее и разное в значениях этих слов в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Развивающие задачи: развивать навыки различения разных эмоций, представлять их средствами мимики и пантомимики; обогащать опыт двигательной и продуктивной деятельности.
Воспитательные задачи: воспитывать культуру слушателя и интерес к познавательной деятельности.
Демонстрационный материал: сундучок, иголки ели и сосны, медицинский шприц с иглой, швейная игла с ниткой; морской ёж и картинки с его изображением, пластилиновая фигурка лесного ежа; аудиозапись песни «Ниточка» А. Иващенко, Г. Васильева.
Речевой материал: сказка о швейной игле.
Раздаточный материал: зубочистки.
Предварительная работа: беседы о безопасном обращении с острыми предметами; рассматривание на прогулке игл хвойных деревьев; наблюдение за ежом; экскурсия в медицинский кабинет; знакомство с подвижной игрой «Надувайся, пузырь».
Ход занятия
(Дети вместе с воспитателем играют в игру «Надувайся, пузырь».)
Воспитатель: Ребята, почему лопнул пузырь? (Дети отвечают на вопрос.) Закройте глаза и протяните мне ладошки. Я подойду к каждому из вас и чем-то дотронусь, только не подглядывайте. (Воспитатель слегка дотрагивается иголкой до ладошки каждого ребёнка.) Что вы почувствовали? Что это могло быть?
Дети: Что-то немножко укололо. Это колется. Иголочка. Иголка.
Воспитатель: Правильно, это швейная игла. (Показывает детям иглу с ниткой.) Кто из вас видел такую иглу? Где вы её видели?
Дети: У моей мамы есть иголка. Она шьёт. Мне бабушка пришила иголкой пуговицу. У мамы в шкатулке есть иголка. Бабушка вышивает иголкой кота.
Воспитатель: Какие слова можно сказать про эту иголку? Какая она?
Дети: Тонкая, гладкая, острая, маленькая, железная.
Воспитатель: Как вы думаете, иголочка - это хорошо или плохо?
Дети: Иголкой можно уколоться, это плохо. Иглой можно шить одежду, вышивать, и это хорошо.
Воспитатель: Для того, чтобы шить, в иголку вдевают нитку. Давайте, поиграем. Я буду иголкой, а вы - ниточкой. (Дети встают друг за другом вслед за воспитателем, кладут руки на плечи впереди стоящего ребёнка и перемещаются по группе змейкой под песню «Ниточка».) Молодцы, ребята, очень прочная получилась у нас ниточка, ни разу не оборвалась! (Дети садятся на стулья вокруг стола).
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку о швейной игле. Жила-была на свете швейная игла. Очень она печалилась, что нет у неё ни братьев, ни сестёр. Отправилась однажды игла странствовать. Встал у неё на пути еловый лес. Стала пробираться игла между ёлками. «Ой! Ой! Что это меня колет?» - удивилась игла. «Это мы, твои сестрички - еловые иголочки», - услышала она в ответ. (Воспитатель достаёт из сундучка еловые иголки, дети их рассматривают.) Обрадовалась игла, что нашла своих сестёр, и пошла дальше. Шла, шла и пришла в сосновый лес. И вдруг опять что-то колется. «Ой! Ой! Что это?» - удивилась игла. «Это мы, твои сестрички - сосновые иголочки», - раздался ответ. (Воспитатель достаёт сосновые иголки, дети их рассматривают.) Ещё больше обрадовалась игла своим новым сёстрам и пошла дальше.
И вот перед ней раскинулось синее море. Решила швейная игла переплыть его. Прыгнула в воду, но стала тонуть, ведь она совсем не умела плавать. Вдруг её подхватило что-то колючее. «Кто здесь?» - испугалась иголочка. «Это мы, морские ежи, твои братики. Посмотри, у нас тоже есть иголочки. Мы тебе поможем перебраться на другой берег!» - услышала она в ответ. (Воспитатель достаёт из сундучка морского ежа и картинки с его изображениями. Дети рассматривают ежа и картинки.) Очень обрадовалась иголочка, что теперь и братья у неё есть. Вынесли морские ежи иголочку на берег и вернулись обратно в море. Задрожала иголочка, затряслась, замёрзла она в холодной воде. Упала иголочка с температурой на песок. И вдруг опять что-то укололо её. «Ой!» - воскликнула иголка. Открыла она глаза, а перед ней медицинский шприц. «Ты кто?», - спросила его швейная игла. «Я шприц, твой родственник. Посмотри, у меня тоже есть игла. Я всех лечу и тебя вылечил», - ответил ей шприц. (Воспитатель показывает детям шприц и обращает их внимание на особенности медицинской иглы. Дети рассматривают её).
Поблагодарила игла своего нового родственника и отправилась дальше. Вышла она на лесную опушку и вдруг услышала пыхтение и фырканье. Заглянула игла под куст и увидела там колючий серый шарик. Как вы думаете, кто это был? (Дети называют ежа.) Обрадовалась игла: «Ура! Я ещё одного родственника нашла!». «Это кого?» - спросил ёж. «Тебя, потому что я острая игла, и ты тоже весь в иголках!» - ответила ему иголка. Вот так после долгих странствий швейная игла нашла много своих братьев и сестёр.
Воспитатель: Ребята, вы можете показать, как иголочка печалилась, потому что у неё нет родственников? Как иголочка удивилась, когда повстречала своих сестричек? Как иголочка испугалась, когда её подхватили морские ежи? Как иголочка обрадовалась, когда повстречала в лесу ёжика? (Дети встают и показывают средствами мимики и пантомимики разные эмоциональные состояния иголочки.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это? (Воспитатель достаёт из сундучка и показывает детям фигурку пластилинового ежа без колючек.)
Дети: Ёжик. Это ёжик!
Воспитатель: Почему он такой странный? Чего ему не хватает?
Дети: У него нет иголок. Ёжик без иголок. Он без колючек.
Воспитатель: Давайте, сделаем ему иголки! (Дети втыкают зубочистки в пластилиновую заготовку фигурки ежа.) Вот теперь братик нашей иголочки как настоящий!
Ребята, что вы сегодня узнали? О чём расскажете родителям, когда вернётесь из детского сада? (Дети отвечают на вопросы.)
Елена Фёдорова, воспитатель МБДОУ
№ 50 Д/С «Алёнушка», г. Калуга
- Комментарии