эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Хлеб — всему голова!

Тема проекта выбрана не случайно — русский народ всегда относился к хлебу с благоговением, как к дару, спасающему от голода, как к богатству. И очень важно, чтобы ребёнок знал с раннего детства, каким нелёгким трудом Хлеб — всему головадостаётся хлеб, какова его истинная цена.

Прежде, чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие другие).

Цель проекта: выяснить осведомлённость детей о хлебе и их отношение к этому продукту.

Задачи:

Обучающие:

  • Научить обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, о труде взрослых, выращивающих хлеб.
  • Расширить знания детей о процессе приготовления хлеба, как необходимого продукта для жизни.
  • Научить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
  • Приобщить детей к традициям и культуре русского народа.

Развивающие:

  • Обогатить словарный запас детей.
  • Развить их интерес, творческую фантазию, любознательность, активность.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду хлеборобов, пекарей.
  • Воспитывать гордость за русский народ, его мастерство, силу, трудолюбие.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Участники проекта: дети, воспитатели, педагоги, родители.

Этапы работы над проектом

1. Оформление выставки «Хлеб — всему голова».

2. Оформление картин и другого иллюстративного материала, знакомящего детей с полем, сельскохозяйственной техникой, хлебобулочными изделиями. На этой выставке дети выступили в качестве экскурсоводов. Используя представленные экспонаты, стихи, пословицы, поговорки, они рассказали о процессе и технологии выращивания хлеба, о профессиях людей, заинтересованных в этом процессе.

3. Познавательная беседа «Откуда хлеб на стол пришёл». В процессе беседы мы уточняли представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учили беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его вырастившим; обогащали знания детей о технике и машинах, которые помогают выращивать хлеб. Кроме того, организовали беседу с завхозом детского сада о том, сколько хлеба ежедневно нам привозят, какой он вкусный, свежий, как восхитительно пахнет и аппетитно выглядит, а также наблюдали за выгрузкой хлеба.

4. Занятия по социально-бытовой ориентировке «Хлеб — всему голова», «Без труда хлеб не родится никогда», «Как выращивают хлеб».

5. Рассматривание картин и репродукций: И. Шишкин «Рожь», Т. Мясоедов «Жатва», Машков «Снедь Московская. Хлеб». На этом этапе решались следующие задачи: сформировать представление о труде хлеборобов, о необходимости и важности их труда; расширять и уточнять словарь по данной теме, совершенствовать навыки рассматривания картин, развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, творческое воображение.
Жатва
6. Чтение литературы: С. Погореловский «Урожай», А. Ремезов «Хлебный колос», К. Паустовский «Тёплый хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая».

Эти произведения помогли обогатить знания дошкольников о ценности хлеба, закрепить знания диалогической речи.

7. Заучивание пословиц, поговорок, стихов, загадок. Совместно с детьми и родителями была составлена картотека пословиц и поговорок о хлебе и хлеборобах, что также позволило расширить кругозор детей, закрепить знания о профессиях людей, принимающих участие в выращивании хлеба.

8. Рассматривание и сравнение колосьев зёрен ржи, пшеницы и овса.

9. Экскурсия на кухню детского сада, выпуск альбома «От муки до ватрушки». Для уточнения знаний детей о процессе приготовления выпечки в детском саду, была проведена экскурсия на пищеблок, результатом которой стало создание фотоальбома.

10. Опыты «Проращивание зёрен пшеницы», «Превращение зерна в муку». Дети проращивали зёрна пшеницы и овса, с нетерпением ждали всходов и наблюдали за первыми росточками.

11. Дидактические игры «Угадай, что в мешочке», «Выложи колосок», «Угадай на вкус».

12. Лепка из солёного теста атрибутов к игре «Хлебный магазин», пальчикового театра «Курочка Ряба», фоторамок.

Во время практической деятельности дети пробовали сами замесить солёное тесто и изготовить из него различные поделки. Здесь ребята проявили всю свою фантазию, умение, сообразительность: самостоятельно придумывали форму, украшали своё изделие. Какой неописуемый восторг вызвали эти поделки, когда их просушили на кухне в духовом шкафу!

13. Сочинение рассказов к совместным творческим семейным макетам. Каждому ребёнку была предоставлена возможность защитить свою работу. Конечно, выступление готовилось при непосредственном участии родителей. Были использованы стихи, чистоговорки, пословицы, загадки, потешки о хлебе.

14. Проведение итогового занятия «Хлеб — всему голова». В рамках проекта воспитателями и педагогами были проведены открытые интегрированные занятия «Почему зерно сеют», «Его величество хлеб», «Хлеб — всему голова», «Злаки родного края». Это позволило расширить представления дошколят о практической жизни человека, познакомить с культурой русского народа, земледельческими обрядами, традициями.

15. Участие в смотре проектов между детскими садами. Совместная работа воспитателей и детей над проектом помогла сформировать у детей стремление к выполнению творческих работ. Во время проведения смотра проектов дети с удовольствием выступали в роли экскурсоводов на выставке «Хлеб — всему голова».

Итоги проекта:

  • Оформление выставки «Хлеб — наше богатство».
  • Составление сборника пословиц, поговорок, стихов и загадок о хлебе.
  • Альбом иллюстраций «Как выращивают хлеб».
  • Выставка образцов сельскохозяйственной техники, знакомящая детей с трудом хлебороба.
  • Конкурс совместных творческих работ детей и родителей.
  • Фотоальбом экскурсии детей на пищеблок детского сада «От муки до ватрушки», расширяющий знания детей о профессии повара и знакомящий с этапами приготовления изделий из теста.
  • Вернисаж детских рисунков.
  • Создание библиотеки художественной литературы о хлебе.
  • Альбом иллюстраций, показывающих важность труда хлебороба.

Выводы. В ходе проектной деятельности дети научились собирать материал, анализировать его, делать свои выводы, вносить предложения, аргументировать их. Благодаря познавательной деятельности, своей активности, интересу, вниманию, памяти дошкольники смогли усвоить большой объём материала по данной теме. Уверены, что полученные знания, умения и навыки наши дети обязательно будут использовать в своей повседневной жизни, в совместно организованных играх. Они теперь знают цену хлеба.

Галина Ильичёва, Елена Николаева, воспитатели
НОУ «ИНЕСНЭК» филиал №2 — ДУ №335, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*