Культурные традиции русского православного праздника

Культурные традиции русского православного праздника для детей младшей и средней групп. Цель проекта: знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.
Культурные традиции русского православного праздника
Задачи проекта:

  • знакомить детей с традициями народного праздника Пасхи, особенностями празднования, его историей;
  • рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником;
  • воспитывать любовь к русской народной культуре;
  • воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству;
  • прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства;
  • создавать условия для реализации творческой деятельности;
  • знакомить детей с разными видами продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) посредством изготовления подарков, сувениров к празднику.
  • развивать художественный вкус и творческие способности у детей.

Актуальность

Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Тип проекта:

  • информационный, творческий;
  • групповой;
  • долгосрочный (срок реализации 2 месяца).

Участники проекта: дети младшей, средней групп, родители воспитанников.


Содержание проекта

Подготовительный этап

  • Анкетирование родителей.
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности, иллюстративного материала, художественной литературы по данной теме.
  • Определение основных мероприятий, объёма и содержания работы для внедрения проекта, формулировка ожидаемых результатов.

Основной (практический) этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о христианском празднике «Светлая Пасха».

РисунокЗавершающий этап

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Презентация проекта.
  • Выставка рисунков и поделок по данной теме.

Примеры содержания работы в процессе реализации проекта

Физическое развитие

  • Эстафеты: «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами», «Чоканье яйцами», «За двумя зайцами».
  • Народные игры: «Верба – вербочка», «Ручеек», «Ты по кругу пойди, себе друга найди», «Путаница».

Познавательное развитие

  • Занятия на тему: «Что такое Пасха?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи».
  • Дидактические игры: «Собери картинку», «Поиск пасхальных яиц», головоломка «Пасхальное яичко».

Коммуникативное развитие

  • Беседа на тему «Почему мы красим яйца?».
  • Мероприятие «Преемственность поколений» (совместно с учениками 5 класса лицея № 3).

Художественно-эстетическое развитие

  • ИЗО деятельность «С кистью и краской встречаем мы Пасху».
  • «Пасхальные поделки» из рисунков.
  • Аппликация из бумажных шариков «Пасхальное яйцо».
  • Сувениры из скорлупы. Тестопластика.

Музыкальное развитие

  • Слушание: пасхальных песен для детей, композиции «Колокольный звон».
  • Пение: песни «Пасхальная весна» (сл. и муз. Е. Матвиенко), песни «Дин-дон».
  • Ведение хороводов: русского народного хоровода «Весна красна», игры – хоровода «Ты катись яичко», заклички «Солнышко».
  • Проведение хороводных игр: «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».

Работа с родителями

  • Участие в проекте «Светлая Пасха».
  • Участие в конкурсе «Пасхальный перезвон».
  • Содействие в изготовлении папки-передвижки «Пасхальные обычаи на Руси».
  • Участие в беседе «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».

Пример занятия в рамках проекта «С кистью и краской встречаем мы Пасху»

Задачи:

  • знакомить с мастерством росписи на поверхности яйца (славянскими писанками);
  • учить рисовать традиционные элементы и орнаменты;
  • совершенствовать умение работать кистью и красками;
  • развивать фантазию, наблюдательность, воображение;
  • воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

Материалы и оборудование: плакаты с элементами орнамента, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, альбомные листы с изображением силуэта яйца.

Ход занятия

Воспитатель: Главный символ праздника Пасха – крашенное яйцо. Очень давно люди стали украшать яйца. Сначала их красили только в красный цвет с помощью натуральных красителей. Затем стали красить в разные – жёлтые, синие, зелёные цвета. И назывались такие яйца крашенки. Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. Такие яйца назывались писанки. Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Вот и мы с вами сегодня сделаем такие яички. А перед работой разомнёмся. (Проводится физкульт минутка.)

Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем.
Из печи несём куличики,
А от курочки яички (показывают ладошками овал).
Дай нам, курочка, яичко простое,
Мы распишем – будет золотое (пальцами пишут по воздуху).
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйцо в пасхальные одежды (держат руки на поясе, выполняют повороты туловища).
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька.
Без отцовской пусть, без порки.
Будет жизнь его легка (машут руками как мотыльки).
Ну, а я подруге Оле.
Разрисую все фасолью.
Будет ей жених богатый,
Симпатичный, конопатый (показывают на брови, веснушки на лице).
А соседским близнецам нарисуем солнце.
Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце (выполняют круговые движения руками).

Воспитатель: Перед тем как приступить к росписи яиц, давайте потренируемся на раскрасках с изображениями различных орнаментов, чтобы потом использовать их в качестве образцов. (Выполнение работы.) Теперь самое время поучиться мастерству росписи яиц. (Детям выдаются альбомные листы с изображением силуэта яйца. Практическая работа. Педагог оказывает индивидуальную помощь в ходе оформления.)

Воспитатель: Молодцы! Вот какие чудесные, волшебные рисунки у нас получились. И эти рисунки вы, ребята, подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

Вера Орехова, воспитатель МБДОУ Д/с № 125 г.Воронеж

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*