"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Массажно-игровая дорожка
Дидактическое пособие в виде дорожки предназначено для детей дошкольного возраста. Его размер 100х40 см. Дорожка сшита из хлопковой ткани, простёгана с внутренним слоем синтепона для мягкости, прочности и фактурности. Для аппликации и подвижных деталей использованы корейский фетр, мех, шнуры разной толщины, деревянные и пластмассовые пуговицы, рубашечные и магнитные кнопки, ПВХ плёнка, репсовые ленты.
Дорожка изначально продумана для решения нескольких задач, поэтому разбита на несколько секторов. Верхняя и нижняя части по длине представлены разными простыми сюжетами для игры и обучения, центральная часть в большей степени для массажа ручек и ножек ребёнка. Сюжеты взяты простые, частично знакомые малышам, что-то из них будет носить ознакомительный характер в процессе образовательной деятельности. Кроме симпатичных знакомых персонажей все сюжеты направлены на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Рассмотрим их подробнее.
В верхнем левом углу фетровый куст малины, который крепится на пуговицу при помощи воздушной петли. Куст плотный, чтобы не терял форму, по краю для увеличения разнообразия тактильности вырезан фигурными ножницами. Эта деталь откидная, с обеих сторон нашиты объёмные ягоды малины и листочки. Они разные по плотности и пришиты не полностью, чтобы их можно было потрогать пальчиками. Пуговка, к которой крепится куст, в виде божьей коровки, что может дополнительно обогатить речь ребёнка или расширить его представления об окружающем мире.
За малинником прячется медвежонок, который сшит из мягкого велюра. Подвижные лапки разнообразят игру и дополнят её новыми действиями: «Кто спрятался?», «Подай в лапки медвежонку...», а ещё лапки фиксируются на кнопки, что позволит ребёнку вспомнить стихотворение Агнии Барто. Внутри головы медвежонка вшита пищалка, которая слышна при нажатии на неё ручками. Рядом с медведем пришита бабочка, она может «махать» крылышками, так как прошита только по центру.
Рядом с малинником растёт огромное дерево, сверху на нём свисают резные листья, под которыми в игре или в процессе развития внимания можно прятать мелкие игрушки. Ствол дерева специально уплотнён и прошит для создания имитации коры. Это разнообразит ощущения ребёнка. По центру огромное дупло с овальной дверью, она закрывается на рубашечную кнопку. Открываем двери, а в дупле сидит добрый и мудрый филин. Его голова вращается на 360 градусов, это позволяет сделать вшитая магнитная кнопка. Крылышки тоже вращаются и крепятся на рубашечные кнопки. В процессе игры с филином ребёнка легко научить ориентировке в пространстве: вправо, влево. В развитии речи поможет детская потешка «Совушка-сова, большая голова». Самое тактильное и привлекательное в филине – это его клюв, обычная пуговка великолепно вписалась и добавила натуральности своему хозяину.
Как положено, в лесу растёт много деревьев, а поскольку функция дорожки развивающая и массажная, то следующее дерево оформлено полностью из толстого шнура. Для придания объёма на местах веток шнур «петляет», тем самым создаёт дополнительные неровности для осязания пальчиками или для маленьких пяточек при ходьбе ножками. Деревце украшено фетровыми листочками.
В тени «кудрявого» деревца стоит невысокий курятник, в котором живёт серая наседка. Курятник закрывается на пуговку с накидной петлёй, по центру стены окошечко. Внутри большое гнездо с курочкой и яйцами. Курочка сшита из фетра, её крылышко вращается и снимается, саму наседку можно использовать как пальчиковую игрушку. В процессе игры с ребёнком можно вспомнить песенки и потешки про курочку и цыплят, заняться звукоподражанием, потренироваться в ориентировке в пространстве «В какую сторону смотрит курочка?».
Прямо за курятником подрастает молодая яблонька, деревце из шнура и пуговиц, имитирующих плоды. Здесь можно предложить малышу не только потрогать пуговки и ствол дерева, но и найти на дереве птичку, рассказать, какого она цвета, величины, поискать на дорожке других похожих птичек по одному или нескольким признакам.
Заканчивает сюжетный ряд окно, за которым спит кот. Окно состоит из двух «застеклённых» рам, это разнообразит тактильные ощущения. Новый для ребёнка вид застёжки – шкатулочный крючок. Распахнём окно, на нём в просторном лежаке спит котёнок. Вспомним с малышом, какие звуки издаёт кот, какого цвета бывают котята, что они любят кушать, чем предпочитают играть, какие клички носят? Самое время вспомнить и разучить с ребёнком песенки и потешки про кота, а ещё обсудить правила поведения с домашним питомцем.
Сюжетный ряд продолжается в нижней части игровой дорожки: снизу слева живёт миленький ёжик – это дружок совершенно неколючий и любит немного побаловаться. Лапки ёжика крепятся на рубашечные кнопки, что позволяет их вращать или отстёгивать. Для развития координации движений рук предлагаем малышу поиграть в «ку-ку» или спрятать ёжика, затянув шнурок (тогда все иголочки сожмутся в центр). Опять же, чтобы затянуть шнурок, ребёнку придётся освоить ещё один вид застёжки.
Ёжики бегают в травке, поэтому рядом с ним разные листочки: из фетра, из тесьмы и шнурка. За фетровым листом спрятался перламутровый синий жук, возможно ребёнок сможет найти и других похожих насекомых на дорожке.
А между тем в траве приземлился огромный жук с изумрудными шуршащими крыльями. Крылышки сделаны из плёнки ПВХ и органзы, под ними на туловище можно прикрепить лапки на магнитных кнопках. Здесь же ребёнку можно предложить найти передние и задние лапки, пристегнуть их наоборот. Для развития речи есть много стихов-жужжалок, а пошевелить усиками и помахать крылышками во время чтения будет веселее. Вокруг большого жука летают бабочки разного размера и цвета, их можно сравнить между собой, найти одинаковые по цвету или размеру, а ещё сделать физкультминутку и превратиться на минутку самим в бабочек.
Продолжим игру, но теперь предлагаем ребёнку быть осторожнее, в траве можно встретить не только милых, но и опасных существ. Рядом с жуком под листочком прячется огромный паук, он сшит из длинного меха, что придаёт тактильность, а ещё его глазки, это много маленьких пуговок. Есть возможность проговорить с ребёнком правила поведения на лужайке, можно ли брать в руки насекомых или животных.
А вот и красавец мухомор, он симпатичен и очень тактилен в этой дорожке, но стоит вспомнить с детьми правила при встрече с грибами в природе. Мухомор двусторонний и прошит только сверху и снизу, а это позволит использовать его в играх на внимание или в шнуровании.
Для шнурования отлично подойдёт хвост змеи, который можно продеть с ребёнком в петельки-травинки, петельки-лапки паучка, в гриб, петельки-иголки ёжика. Это будет хорошим стимулом для развития ориентировки в пространстве, развития мелкой моторики и координации движений рук. А за листочками прячется голова змеи. Ещё одна возможность озвучить ребёнку правила безопасности в природе.
Знает ли малыш, как передвигаются разные живые существа? Глядя на улитку и сравнивая её с другими животными и насекомыми, ребёнок самостоятельно может сделать открытие-умозаключение: кто-то ползает, кто-то летает, кто-то ходит, а есть ещё и плавающие. Развиваем не только тактильные ощущения, но и логическое мышление и умение сравнивать. Рядом с улиткой пришиты разные по тактильности жук и стрекоза. У стрекозы великолепные прозрачные крылышки из жёсткой органзы.
Там, где много стрекоз, живут и лягушки, которые очень любят ловить мошек. Невероятно мягкая лягушка из флиса порадует ребёнка, флисовый ротик хорошо тянется, лягушку можно покормить, а жёсткие фетровые лапки крепятся на прорезные петельки к пуговкам. Лапки хорошо вращаются, ими можно «потанцевать». Для развития речи будут уместны и звукоподражание, и песенки, и стихи про лягушат.
Основная массажная часть дорожки расположена вдоль по центру. Эту часть можно использовать как для массажа ручек, так и для ножек. Для увеличения давления на детские пяточки использованы шнуры разной толщины и расположены на дорожке разными способами. Крупные вогнутые пуговицы в несколько рядов, фетровые цветочки с плотными маленькими сердцевинками, деревянные и пластмассовые фигурные пуговицы в виде насекомых разнообразят тактильные ощущения детей.
Массажно-игровая дорожка яркая, длинная, она может привлечь не одного ребёнка, а сразу нескольких. Поэтому образовательный процесс или игру можно построить с одним или несколькими детьми. Ещё можно продумать задания разного уровня для разных детей или постепенное усложнение заданий для одного ребёнка на цикл занятий.
В процессе занятия дорожку располагать можно на полу, на столе или на стене, для этого с изнанки есть петельки. Размещение будет зависеть так же и от задач педагога: для ознакомления или совместной игры с ребёнком желательно коврик положить на стол, при использовании несколькими детьми сразу коврик будет уместен на полу, а для свободной игры место коврика будет удобнее на стене.
В ходе рассматривания коврика мы поняли, что развитие и игра на коврике могут происходить с разным количеством детей, с решением разных задач, в разных образовательных областях. Он может быть использован в совместном образовательном процессе со взрослым или самостоятельной игре ребёнка. Подобный коврик может пригодиться как дома, так и в детском саду, на занятиях с учителем-логопедом, а возможно и у педагога-психолога.
Наталия Саюпова, воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 124»,
г. Череповец, Вологодская обл.
Рекомендуем почитать
- Отзывы наших читателей
- Видеообзоры товаров для торговых площадок. Бесплатно
- Жан Милимеров: основной моей «игрушкой» была сцена!
- Внимание, конкурс! «Нескучная уборка»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии