Мой любимый питомец

Дети бесконечно могут говорить о своих питомцах, живущих с ними под одной крышей и ставших членами семьи. Эта тема приводит их в восторг, раскрепощает, раскрывает их новые способности и качества. Развитие темы до проекта Мой любимый питомецпривело к неожиданным и очень важным результатам.

Мальчики разложили игрушечных зверюшек на ковре. Тут и жираф, и волк, и лиса, и бурый медведь... А девочки рядышком затеяли игру с пони. Они у них разные: розовые и голубенькие, с роскошными гривами и скромными косичками. Забавно! И тут мне пришла в голову идея поговорить с детьми о любви к «братьям нашим меньшим». Конечно, мыслить масштабно шестилеткам ещё трудно, а вот рассказать о своих домашних питомцах — дело вполне посильное. Вдобавок ко всему дети смогут реализовать свои речевые навыки.

Так и родилась мысль о создании проекта «Мой любимый питомец», цель которого — речевое и эмоциональное раскрепощение детей; формирование у них понимания того, что человек должен не отделять себя от живой природы, а постоянно ощущать себя неотъемлемой её частью, помогать всем живым существам и помнить всю жизнь знаменитые слова Экзюпери: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили».

Задачи

  • Реализуя проект, продолжить работу по обогащению словарного запаса детей, по формированию грамматического строя речи, словообразованию, развитию монологической речи.
  • Применяя разные формы работы, учить детей использовать в речи разные её типы (повествование, описание, рассуждение). Развивать желание помогать бездомным животным.
  • Воспитывать чувство любви, заботы и ответственности за жизнь домашних питомцев.
  • Формировать чувство ответственности за жизнь птиц и зверей в холодное время года.
  • Учить детей жить так, чтобы быть всегда кому-то нужным и уметь радоваться не только за себя, но и за других.

Почему именно на этой теме мы остановились? Да потому, что, если животные присутствуют в семье, они, как правило, имеют большое эмоциональное значение, зачастую становясь настоящими членами семьи. Дети, в семьях которых есть домашние питомцы, проявляют заботу по отношению к «братьям нашим меньшим». Это важно для оптимального развития ребёнка.

А ещё присутствие дома любой живности делает детей добрее, отзывчивее, общительнее. Они с удовольствием говорят о своих любимцах, об их привычках, особенностях, характерах. Желание рассказать о питомце эмоционально раскрепощает ребёнка, побуждая строить грамотные предложения, подбирать точные слова, контролировать свою речь.

Ну, и самое главное — эта тема интересна детям! Когда я предложила всем желающим рассказать о своих питомцах, детей охватил восторг!

В течение некоторого времени я слушала и записывала рассказы деток. Активными участниками проекта стали Толик Казаринов, Серёжа Артёмов, Маша Горичева, Саша Хакимова, Полина Ангарова, Маша Дмитриенко и Даня Шаев. Эти дети совершенно неожиданно раскрылись с точки зрения речевой активности и развития.

Каждый записанный рассказ самобытен и индивидуален. Дети пытались как можно интереснее и подробнее рассказать о своих питомцах. В момент рассказывания они вспоминали забавные случаи, какие-то детали, анализировали, рассуждали и делали Проект Мой любимый питомецвыводы.

«У меня дома живёт шпиц Боня. Когда папа режет мясо, Боня попрошайничает. Боня очень любит девочек-собачек, а на мальчиков-собачек рычит. Моему коту Яше восемнадцать лет. На человеческий возраст это лет пятьдесят точно. Я не знаю, но чувствую, что ему лет пятьдесят», — рассказал Серёжа.

А вот что поведала Маша: «У меня на даче есть курочки и петушки. Петухи иногда дерутся. Михалыч подрался с чёрной курочкой, потому что они разлюбились. Он нашёл себе белую курочку. Чёрная пошла жениться на Петровиче и родила цыплят».

Толик поделился размышлениями о коте: «У меня дома кот по имени Финдус. Он любит всё время безобразничать. На улицу мы его не отпускаем, а то его заберёт какой-нибудь милиционер». А вот кот Сашеньки «шустрый и баловливый, просто баловун!»

Готовые рассказы о домашних любимцах мы читали в группе, потом оформили стенгазету, чтобы и родители могли увидеть плоды детского труда. Проект получил продолжение в других видах деятельности: дети лепили своих питомцев из пластилина, мастерили для них домики, рисовали и даже играли в зверюшек на улице, пытаясь передавать через игру их характеры.

Родителям очень понравилось всё, что мы делали с детьми, и они тоже включились в работу. С их участием и помощью мы с детьми посетили Театр дедушки Дурова и посмотрели спектакль «Дорога длиною в век», побывали на мышиной железной дороге «Однажды на мышиной дороге». Нам удалось несколько раз посетить театр кошек Куклачёва и посмотреть спектакли «Мои любимые кошки», «Кошкин дом» и цирковое представление «Королева кошек».

Особо запомнилось детям посещение музея Дарвина, где они смогли не только увидеть разнообразие видов животных планеты, но и потрогать руками образцы их шкур, а также услышать настоящие голоса птиц. Этот поход нашёл продолжение в творчестве. Вернувшись в детский сад, дети рисовали животных и птиц, которые произвели на них особое впечатление.

На занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы и формированию целостной картины мира мы активно продолжали развивать тему своего проекта. Было проведено занятие «Люди и звери», цель которого — придумать и рассказать, как животные могут помочь человеку в трудную минуту. В свободное время мы использовали игру «Наши питомцы». Дети вставали в круг, называли по очереди любимых животных и рассказывали, как они могут заботиться о них. В зимний период мы провели занятие «План помощи птицам и бездомным животным», прочитали и обсудили стихотворение М. Скребцовой «Бездомные звери», а также выучили наизусть стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Огромную помощь в работе мне оказала книга Т. Ждановой, А. Белевцевой, Ю. Алёхиной, Т.Столяровой «Быть кому-то нужным». В ней мы с детьми прочли все интересные и поучительные факты, невыдуманные рассказы и сказки о поведении животных, их добрых чувствах, дружбе, взаимоподдержке, а также об отношениях животных и человека. Кульминацией всей работы стала инсценировка сказки русского педагога и писателя А. Фёдорова-Давыдова «Старый лапоть».

Совместная работа и участие в проекте детей, воспитателя и родителей не только решила поставленные задачи, но и сплотила всех нас, подарила радость, принесла новые знания, сделала сердца детей более добрыми и открытыми для других, особенно — для «братьев наших меньших».

Елена Васильева, воспитатель ФГБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 1387»
Управления Делами Президента Российской Федерации, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*