"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Мультимедийные игры в работе с родителями
Особую актуальность сегодня приобретает развитие сотрудничества и установление партнёрских отношений между семьёй, как малой социальной группой, и детским садом, как общественной образовательной структурой. Для решения задач в этой области взаимодействия с родителями часто использую в практике работы интерактивную доску (ИД). Интерактив – это поочерёдное взаимодействие сторон от передачи информации до произведённого действия, где как стороны выступают педагог, родитель, ребёнок и используемый цифровой ресурс. ИД позволяет варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», создавать свои проекты, более эффективно осуществлять связь не только с детьми, но и со взрослыми, а также сделать процесс обучения в целом ярким, наглядным, динамичным.
Неотъемлемые составляющие информационных и коммуникационных технологий - взаимодействующие естественный и искусственный интеллекты, где первый является основополагающим. Их контакт в системе «человек-машина-человек» обеспечивает движение информации, что расценивается как информационный обмен, коммуникация.
В работе с родителями ИД использую для демонстрации презентации с изложением теоретического материала, видеофрагментов по соответствующей теме, практических упражнений: игр и заданий, направленных на достижение успеха в общении с ребёнком. Это позволяет легко вовлекать родителей в совместную работу при выполнении практических упражнений, повышает интерес к рассматриваемой теме, делает процесс восприятия более простым и доступным. При релаксации визуализация помогает расслабиться и сосредоточиться. Приведём некоторые упражнения.
Четыре зоны поведения
Задача: помочь найти «золотую» середину между попустительским и авторитарным методами воспитания.Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает образно разделить все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны и выделить их зеленым, желтым, оранжевым и красным цветом.
В зелёную зону размещаем все, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и то, что ему разрешают взрослые. Например, выбрать, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить, какую книжку читать, чем рисовать.
В жёлтую зону входят действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, ребенок может действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Например, можно шлёпать по лужам, но в резиновых сапогах; можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 20 часам; можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить; ребенок может взять на прогулку велосипед, но не уезжать от вас на большое расстояние; он может смотреть любые мультфильмы, согласованные с вами; может играть в любую игру на компьютере, но не более одного часа в день.
Оранжевая зона – это, можно сказать, зона редких нарушений правил. Она включает действия ребенка, которые в общем родители не приветствуют, но допускают при особых обстоятельствах. Например, в связи с посещением спектакля в театре сегодня ребенку разрешается лечь спать на час позже или пропустить дневной сон; в новогоднюю ночь ребенку разрешают лечь спать позже обычного; после долгого отсутствия отец приезжает поздно вечером, поэтому ребенку дают возможность дождаться его и завтра даже не идти в детский сад или школу; малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, чтобы он успокоился.
Красная зона включает действия ребенка, которые неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых не делается исключений. Обычно запреты связаны с предотвращением причинения физического и морального вреда себе или другим. Например, нельзя играть с огнем; обижать тех, кто слабее; перебегать дорогу в неположенном месте. Нельзя драться, ломать, трогать ножи, подходить к открытому окну на высоких этажах, открывать входную дверь незнакомцам, уходить от мамы на улице. Список этот «взрослеет» вместе с ребенком, и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
Прогони злость, прогони печаль
Задача: показать варианты помощи ребёнку в трудную минуту.Рассматривают два эмоциональных состояния - злость и печаль. На доске два смайла с изображением эмоций и варианты действий, которые помогут изменить присутствующее настроение. Что можно сделать, когда ребёнку грустно, или когда он злится? Варианты: предложить послушать весёлую или классическую музыку, порисовать, уединиться и расслабиться, порвать бумагу; почитать ему сказку, поиграть с ребёнком в настольную игру или квест.
Телефон доверия
Задача: повысить компетентность родителей в специфике коррекционной работы.Педагог озвучивает проблему, а родители с помощью стилуса и ИД определяют специалиста, который компетентен в её разрешении. Например:
- у ребёнка нет чувства ритма и не сформировано слуховое восприятие;
- ребёнок рисует странных человечков, используя тёмные цвета;
- у ребёнка частые головные боли, сопровождающиеся агрессивными вспышками;
- ребёнок не умеет подбрасывать мяч и бегать поскоками;
- в речи ребёнка-дошкольника отсутствуют многие звуки;
- у ребёнка неустойчивое внимания и кратковременная память;
- ребёнок плохо спит, часто просыпается ночью и плачет;
- ребёнок не умеет пользоваться ножницами и наносить краски на бума-гу;
- родители не знают, как попасть в специализированный детский сад;
- родители не знают, какие документы нужны для ПМПК.
Таким образом, ИД – это средство помощи педагогу-психологу при взаимодействии с родителями, которое способствует развитию мотивации и повышению интереса к посещению консультаций для родителей и тренингов, необходимых на пути решения программных задач обучения и воспитания ребёнка.
Лариса Варламова, педагог-психолог
МБУ Д/с № 53 «Чайка», г.о.Тольятти
Рекомендуем почитать
- Несвязная речь у детей
- Ваши игрушки пора обновить?
- Итоги конкурса "Сладости-радости"
- Книги на экране или на бумаге?
- Комментарии