Мы познаём мир

Развитию любознательности дошкольников, их интереса к предметам и происходящим с ними изменениям способствуют занятия в специально организованной экспериментальной лаборатории детского сада.

Предметно-развивающая среда лаборатории представлена макетами климатических зон, уголком народного быта, различными природными материалами, предметами бытового назначения и специальным оборудованием для изучения свойств песка, глины, почвы, воды, а также атмосферных явлений (ветра, снега, дождя), силы звука и ветра. Это различные ёмкости, компас, флюгер, песочные часы, микроскоп, лупы, водяная мельница, опытный стол. В лаборатории представлена коллекция песка из Мы познаём мирразных уголков нашей планеты — белый, чёрный, жёлтый, зернистый серый.

Развитию интереса старших дошкольников к природе родного края способствуют целевые экскурсии и наблюдения на экологической тропе учреждения. Уголок народного быта знакомит детей с эволюцией предметов домашнего обихода, а макеты климатических зон и мини-планетарий помогают расширять представления дошкольников о нашей планете, её климатических зонах, флоре и фауне, смене времён года и суток.

В условиях экспериментальной лаборатории были разработаны занятия «Мы и дары осени», «Воздух и звук», «Ледниковый период», «Земля — наш общий дом» и другие. Предлагаем одно из них.

«Путешествие в прошлое»

В ходе предварительной работы мы читаем художественную и научно-познавательную литературу о зарождении письменности, демонстрируем иллюстрации с изображением древнего человека и его эволюции. Кроме того, коллективно изготавливаем макет скалы, буры, одежду древних людей.

Демонстрационным материалом служат предметы древнего быта (глиняная посуда, первые деревянные игрушки, камешки), одежда древних людей, макет скалы из плотного картона с наскальной росписью; видеоматериалы, иллюстрирующие фрагменты археологических раскопок; фотографии наскальной росписи.

В качестве раздаточного материала используем подносы, кисточки, глиняные черепки с рисунками, песок, глину, воду, лопатки, палочки, дощечки, мисочки, соломинки.

На наших занятиях дети получают представление о музейных экспонатах, знакомятся с профессией археолога, узнают об истории возникновения письменности.

Дети рассматривают выставку предметов древнего быта. Педагог знакомит их с использованием представленных экспонатов в быту древних людей. Рассказывает о том, что многие находки сделаны археологами, с помощью видеоматериалов демонстрирует эпизоды работы в раскопе, обращает внимание на тщательность и осторожность действий специалистов.

На столе разложены черепки глиняной посуды, присыпанные песком, и воспитатель предлагает детям произвести «раскопки» с помощью кисточек.

После того, как дошкольники обнаружили элементы посуды, педагог предлагает им аккуратно извлечь их, рассмотреть и отобрать черепки с одинаковым орнаментом, а затем сложить сосуды из частей. Воспитатель привлекает внимание детей к изображениям на стенках «древней» посуды и объясняет значение росписи на горшках как средства общения в то время, когда не было письменности. Затем предлагает рассмотреть символические рисунки и назвать то, что они изображают. Дошкольники узнают лес, горы, реку, поле, дом, рыбу, оленя, солнце.

Педагог показывает ребятам наскальные росписи и помогает расшифровать их. Затем предлагает детям самостоятельно составить послания с помощью карточек с изображением символов: «Охотник пошёл в лес», «В реке водится рыба», «Светит солнце». В случае затруднений воспитатель оказывает необходимую помощь. Он подводит детей к мысли о том, что с помощью рисунков на посуде или на скале древние люди передавали сообщения в соседнее племя, и предлагает отправиться в лабораторию, чтобы составить свои послания.

В экспериментальной лаборатории детям показывают тарелочки с песком и глиной, советуют рассмотреть и потрогать руками природный материал, назвать признаки сходства и отличия.

Педагог предлагает составить послания на сухой глине и песке. После того, как дети выполнят символические рисунки с помощью палочек, им предлагают имитировать действие ветра — подуть через соломинку на свои послания. Дошкольники приходят к осознанию невозможности сохранить надписи и рисунки на сухом песке или глине в течение долгого времени.

Детям предлагают соединить песок и глину с водой, изготовить песчаные и глиняные кирпичики, а затем определить свойства мокрой глины и песка. Опытным путём они устанавливают, что мокрая глина вязкая, а песок рыхлый, что ветер не разрушает глиняные изделия, и самостоятельно делают выбор материала для своего послания.

Педагог предлагает детям изготовить глиняные дощечки, составить сообщения, используя представленные на карточках символические изображения, а затем «прочитать» их. Напомнив, что работы надо подписать, детям рассказывают, как не умевшие писать древние люди оставляли свои «подписи». Дети с удовольствием оставляют на макете скалы с помощью красок свои «автографы» — отпечатки ладошек.

Н.Субботина, воспитатель детского сада
№ 908 компенсирующего вида, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*