Найди птицу

На конкурсы «Лучшая авторская игра» и «Лучшая игротека», объявленные нашим журналом в №5 и №6 за 2012 год, поступает множество заявок. Как мы и обещали, публикуем авторские игры и материалы об игротеках, которые, на Игра Найди птицунаш взгляд, оказались наиболее интересными.

Найди птицу

У детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем мире формируются иначе, чем у обычных детей, — сложнее и труднее. Наряду с образовательными задачами приходится решать и коррекционные. И в этом нам помогают игры. Предлагаем игру, в которую мы рекомендуем играть с пяти лет.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие зрительного внимания и зрительной памяти;
  • формирование навыков наложения, приложения и зрительного соотнесения изображений объекта;
  • развитие навыков обследования предметов с помощью рук;
  • расширение и активизация словарного запаса существительных, качественных и притяжательных прилагательных, сложных слов с соединительными гласными;
  • формирование мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения;
  • формирование произвольной деятельности при взаимодействии со сверстниками.

Для игры нам потребуется: 10 листов бумаги формата А3, на которых изображены от пяти до восьми «теней» птиц. Для каждого листа — конверт с соответствующими «теням» изображениями вороны, воробья, сороки, голубя, синицы, снегиря, галки. И три конверта с изображениями птиц, чьи «тени» на листах отсутствуют.

Особенности оборудования:

  • для игры подобраны изображения птиц, обитающих вблизи места проживания ребёнка. Представленный вариант игры используется нами в детских садах Москвы и Московской области;
  • для формирования представлений использованы различные изображения одних и тех же птиц;
  • соблюдена масштабность изображений;
  • изображения птиц наклеены на твёрдый картон, их удобно брать и обследовать руками, что особенно важно при недостаточности моторики рук;
  • при выборе изображений птиц, тени которых на листах не представлены, учтено наличие у них признаков сходства с перечисленными выше птицами по цвету, форме и величине. Использованы изображения представителей семейства врановых, семейства сорокопутовых, семейства голубеобразных.
  • Найди птицу
  • «тени» птиц выполнены из цветной самоклеящейся бумаги, что позволяет получить тактильные ощущения при ощупывании «тени» на листе или обведении её контура пальцем;
  • чтобы усилить эффект выпуклости «тени», добавлены дополнительные слои самоклеящейся бумаги;
  • для детей с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата изображения птиц и «тени» обведены чёрным контуром;
  • раздаточные листы с различным количеством «теней» необходимы для успешного участия в игре детей с разными возможностями.

Количество играющих: от одного до десяти.

Правила игры

В игровых ситуациях «Кто к нам в гости прилетел?», «Где здесь спряталась синица (сорока, воробей, ворона)?», «Кто зимует в городе?» детям предлагают рассмотреть находящиеся в конверте изображения птиц, найти на листе соответствующие этим изображениям «тени» и совместить изображения птиц с «тенями». В зависимости от поставленных коррекционно-развивающих задач дошкольникам при этом предлагают:

— обследовать руками изображение птицы и её «тень»;
— назвать птиц, указать особенности внешнего вида одной или нескольких птиц;
— найти различия и сходства в облике двух разных птиц;
— показать похожих (или непохожих) птиц;
— найти изображение недостающей птицы среди других;
— предположить, какой птице принадлежит «тень», объяснить своё предположение и проверить его;
Генеральный партнер— найти изображение птицы среди других по части «тени»;
— описать птицу. Для детей с неустойчивым вниманием, быстро утомляющихся или испытывающих трудности при переводе взгляда с объекта на объект при зрительной патологии, рассматривание изображений птиц и их «теней» рекомендуется с помощью ограничивающей изображение бумажной «маски».

При оценке успешности детей в игре важен качественный результат выполнения заданий с учетом возможностей детей.

Играть можно и командами по два-три участника. В этом случае каждая команда получает по две раздаточные карточки, и детям предлагают договориться о распределении действий или о совместных действиях в ходе игры, а затем выполнить их. Побеждает команда, наиболее успешно выполнившая игровые задания.

Ирина Новикова, кандидат педагогических наук, доцент,
Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*