"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Обучение игре
Являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, игра, в том числе, подвижная, влияет на все стороны развития личности ребёнка. Однако дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей, затрудняющих освоение игровых навыков:
- недостаточность координации мешает выполнению двигательных действий в процессе подвижных игр, увеличивает риск травматизма;
- слабо развитое пространственное восприятие затрудняет ориентацию в подвижных играх;
- игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют договариваться, взаимодействовать друг с другом, в играх часто возникают конфликтные ситуации;
- ребёнок с ЗПР не может управлять своим поведением на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции действий;
- дети с ЗПР предпочитают простые игры с правилами (предназначенные для более младшего возраста), при этом они всё равно затрудняются в соблюдении правил.
Структура образовательной деятельности по обучению детей подвижным играм:
- Беседа, загадывание загадок, театральные этюды по сюжету игры. Любой из этих методов помогает вызвать у детей интерес к игре, настроить на её содержание.
- Ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре. Способствует включению детей в игру, созданию её образа, пониманию игровых действий.
- Обсуждение правил игры. Позволяет освоить правила, понимать их значимость для достижения игровой цели.
- Распределение ролей (выбор или назначение ведущего, при необходимости – деление детей на команды). Даёт возможность научить воспитанников взаимодействовать друг с другом, договариваться.
- Ход игры (педагог сначала сам участвует в игре, затем направляет действия играющих). Помогает освоению игровых действий, формированию позитивного отношения к двигательной активности, упражнению в соблюдении правил в ходе практической деятельности.
- Подведение итогов, определение победителя. Позволяет проанализировать действия детей, дать им рекомендации, создать ситуацию успеха.
При обучении детей подвижной игре педагог наблюдает за каждым, контролируя состояние детей, соблюдение ими правил, безопасность, технику выполнения движения. После того как игра разучена на занятии, её обязательно нужно повторять и закреплять в свободное время в группе и на прогулке, напоминая каждый раз правила и поощряя их соблюдение, пока дети сами не станут играть в неё по собственной инициативе. Для примера представляем план-конспект занятия по обучению подвижной игре «Удочка» детей с ЗПР.
Цель: учить детей понимать и соблюдать правила игры, взаимодействовать с партнёрами по игре, создать ситуацию успеха, получения удовольствия от игры.
Оборудование: картинка с изображением рыбок и рыбака с удочкой, шнур, к концу которого привязан мешочек с песком, фишки (смайлики).
Ход деятельности
(Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Петя с удочкой сидит», рассматривание иллюстрации.)Педагог: Дети, послушайте стихотворение и скажите, о ком оно. (Педагог с детьми рассматривают и обсуждают картинку с изображением рыбака с удочкой и рыбок.)
Педагог: Кто это? (Рыбак.)
Педагог: Что он делает? (Ловит рыбу.)
Педагог: Что такое «удочка», для чего она нужна? (Ответы детей.)
Педагог: Предлагаю вам поиграть в игру «Удочка». (Ознакомление детей с содержанием игры и игровым оборудованием.)
Педагог: Посмотрите, у меня в руках удочка. (Демонстрация пособия.)
Педагог: Как вы думаете, из чего она сделана? (Из шнура, к которому привязан мешочек с песком. Педагог демонстрирует действие «удочки», прокатывая её по полу; по желанию даёт детям выполнить это действие.)
Педагог: Для чего нужен мешочек? (Это утяжелитель, чтобы конец шнура не поднимался высоко.)
Педагог: В этой игре рыбак ловит рыбку удочкой: он встаёт в середину круга и вращает удочку (шнур с мешочком) вокруг себя (демонстрация действия). Каждая рыбка (играющий) подпрыгивает, когда шнур подходит близко к его ногам, чтобы не попасться на удочку (чтобы шнур не задел ноги). Тот, кого шнур задел, считается пойманным и выходит из игры.
Педагог: Как нужно встать, чтобы не мешать друг другу? (На расстоянии вытянутых рук.)
Педагог: Что может произойти, если мы встанем близко друг к другу? (Трудно будет прыгать, можем задеть друг друга и упасть.)
Педагог: Что вы должны делать при приближении мешочка? (Подпрыгивать.)
Педагог: Как нужно подпрыгнуть, чтобы не задеть удочку? (Высоко.)
Педагог: Что для этого нужно сделать? (Сильно оттолкнуться ногами от пола.)
Педагог: Что нужно делать, чтобы не пропустить приближение удочки? (Внимательно следить за ней.)
Педагог: Нужно ли подпрыгивать, когда мешочек ещё далеко? Почему? (Ответы детей.)
Педагог: А что должен сделать тот, кого задела удочка? (Выйти из круга.)
Педагог: Сначала вы все будете рыбками. А я буду рыбаком. Потом будем выбирать рыбаком того, кто внимателен, соблюдает правила игры и не попадается на удочку. (Воспитатель предлагает детям встать в круг на вытянутые руки и говорит слова: «С удочкой рыбак сидит и за рыбками следит», после чего вращает удочку. Дети подпрыгивают при приближении к ним мешочка. Кто задел верёвку или мешочек, выходит из игры. Затем может быть выбран новый ведущий, или в роли ведущего остаётся педагог (по ситуации), игра продолжается. Воспитатель отмечает детей, которые соблюдают правила игры (подпрыгивают только при приближении удочки, не сталкиваются с другими играющими, выходят из круга, если попались), обращает внимание на действия детей, ни разу не попавшихся на удочку (как внимательно они следят за удочкой, вовремя и достаточно высоко подпрыгивают, сильно, обеими ногами отталкиваясь от пола). Каждый отмеченный педагогом ребёнок получает фишку-смайлик.)
Педагог: Какие вы все молодцы, наша игра подошла к концу, понравилось вам играть в рыбака и рыбок? (Ответы детей.)
Ирина Сафронова, Лариса Марфина,
инструкторы по физической культуре
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии