"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Обычаи и традиции родного края
Игровая среда детского сада способствует формированию у дошкольников понимания того, что великая Россия начинается с места, где ты родился и живешь, где трудятся твои родители, где дружно живут люди разных национальностей, где уважают обычаи и традиции Кубанского казачества.
В условиях нашего многонационального города особую актуальность приобретает формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной кубанской культуре и культуре проживающих на территории Краснодарского края народов, любви к родному Новороссийску. В связи с этим основными направлениями деятельности нашего детского сада при реализации регионального компонента являются изучение традиций и обычаев народов Кубани, воспитание любви и заботливого отношения к природе родного края и её представителям, уважения к военному прошлому родного Новороссийска, к славе и героизму его защитников, тружеников мирного времени.
Раскрывая некоторые направления работы педагогического коллектива по реализации национально-регионального компонента, мы хотим привлечь внимание читателей к особенностям организации игровой среды в нашей образовательной организации, и отмечаем большую роль в её создании сотрудничества с родителями.
Для воспитания любви к малой родине и формирования интереса дошкольников к истории Кубанского казачества, представлений о его быте был создан игровой макет кубанской станицы и игровой уголок с бытовой утварью, предметами одежды, наполненными кубанским колоритом. Ребята с удовольствием развивают с их помощью сюжеты в играх «Встреча гостей», «Готовим кубанский обед», играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Ферма» и народные подвижные игры казаков «Сбей кубанку», «Кто быстрее намотает клубок», «Любо не любо», «Перетяжка» и другие.
Костюмы для ряженья помогают детям перевоплощаться в казаков и казачек, дошкольники любят народный танец «Казачок» с использованием ложки, трещотки, бубнов. Также дети с удовольствием участвуют в викторинах на тему казацкого быта с демонстрацией действий: гладить белье, нести коромысло, копать. В кубанских дворах много домашних птиц и животных, поэтому предлагаем детям настольные дидактические игры «Чей детёныш?», «Назови по-другому», «Узнай по описанию», «Домашние животные».
Новороссийск является крупным портовым городом, поэтому с целью подведения дошкольников к осознанию уникальности Чёрного моря, как природного объекта и воспитания бережного осознанного поведения по отношению к родной природе разработаны игровые макеты «Подводный мир», «Морские обитатели». Дети с удовольствием используют их в сюжетно-ролевых играх «Моряки», «Рыбаки»; устраивают соревнования «Кто больше поймает рыбок» с удочками. Многие дошкольники собирают коллекции ракушек, при моделировании узоров мы часто предлагаем выкладывать их из разных по цвету, форме и величине ракушек. Одно из любимых занятий детей - игры с водой: можно запускать «кораблики», играть в настоящий «Морской бой». Также многие предпочитают настольные игры «Береги живое», «Кто как устроен», «В мире животных». На прогулке дети играют в подвижные игры «Море волнуется», «Перетягивание каната», проводим эстафеты «Передай штурвал», «Переправа».
У многих ребят из нашего детского сада родители имеют морские профессии, поэтому детям очень интересно обыгрывать сюжеты игр, связанных с ними: «Порт» с сюжетом разгрузки судна, «Подводная лодка», «Капитаны», «Путешествие под парусом». Играют в настольные игры «Эволюция транспорта», «Водный транспорт», «Профессии».
Педагоги уделяют большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. С этой целью был организован проект «Мой родной город-герой - Новороссийск». Родители приняли активное участие в нём, воссоздав знакомые нам с детства памятные места и достопримечательности, памятники героического прошлого нашего города в виде макетов: «Вечный Огонь», «Матрос с гранатой», «Мемориал «Малая Земля». Дети в играх проводят мини-экскурсии по знакомым местам, представленным на макетах. Используют макеты в сюжетно-ролевых играх «Водители», «Следопыты», «Строители», «Бескозырка», в спортивных играх-эстафетах «Секретное донесение», а также в конструктивной деятельности, воссоздавая из мягких модулей модели районов нашего города.
Новороссийск активно строится и облагораживается, появляются новые жилые районы, скверы, набережные, изменяется ландшафтный дизайн. Дети любят передавать свои впечатления в играх со строительным материалом, конструируют модели домов, с помощью конструктора LEGO, создают в группе мелкие объекты (транспорт, корабли); макеты клумб в игре «Садовники».
Организация игровой среды детского сада с учётом регионального компонента способствует развитию у дошкольников познавательного интереса и исследовательской деятельности, помогает ощутить и осознать свою принадлежность к родному краю и городу, воспринять полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Анна Паршина, ст. воспитатель
Лидия Орлова, воспитатель
Марина Львова, воспитатель
МБДОУ Д/С № 81 «Электроник»,
г. Новороссийск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии