Организация игрового уголка

Организация игрового уголкаПреемственность в работе с детьми по календарно-тематическому планированию.

Поддержка инициативы детей в разных видах деятельности является приоритетом в работе с дошкольниками, поэтому, организовывая игровую среду в группе дошкольного отделения, мы учитываем индивидуальные особенности детей, их желание заниматься любимым делом и общаться со сверстниками в игровых центрах по интересам. Например, в соответствии с календарно-тематическим планированием неделе «Предметы из дерева» предшествовали темы о лесе, лесных животных и среде их обитания. Дети познакомились с образом жизни лесных обитателей, их повадками и особенностями взаимного существования в лесной экосистеме. На заключительном занятии дошкольники уже имели представления о значимости леса как среды обитания многих животных, источника чистого воздуха. Они могли объяснить, что лес укрывает в земле влагу, и поэтому в нём много растений; он сберегает почву от разрушений и ветра. Все эти представления стали основой для проведения тематической недели с основным вопросом «Что можно сделать из дерева?».

Дошкольники узнали, что на Руси традиционно строили из дерева дома, делали деревянную посуду и игрушки. Многие дети проявили интерес к тому, что из деревянного материала можно создать мебель, музыкальные инструменты, элементы декора и многие другие нужные в быту предметы. Они пожелали показать сверстникам, какие деревянные изделия есть у них дома, и так в группе появился новый игровой уголок - мини-музей с коллекцией «Выставка изделий из дерева».

Ребята собрали много интересных изделий. Большое впечатление произвели старинная посуда, ларец, изразцы из дерева. Каждый ребёнок принёс часть истории своей семьи, поэтому первой была игра-знакомство с деревянным предметом в действии. Дети смогли раскрыть большую «семью» матрешек; покатать деревянные пасхальные яйца и постучать деревянными ложками, сложить в шкатулку заколки-«украшения», поиграть с бубенцами, трещоткой, богородскими игрушками; использовать в сюжетно-ролевой игре гребень, корзину и другие предметы быта.

Приёмы ТРИЗ позволили раскрыть дошкольникам каждый предмет в структурном, функциональном, временном и сравнительном аспектах. Дети с интересом искали ответы на вопросы: Как раньше использовали деревянную ложку? Для чего мы можем использовать её сейчас? Зачем нужен ларец? Чем он отличается от шкатулки? Кому пригодится гребень? Что у него общего и разного с расчёской? и другие. Они с удовольствием играли и по предложенным воспитателем правилам. Например, искали предметы, которыми в современном мире не пользуются; называли и показывали предмет, который мог выполнить краснодеревщик, столяр или плотник; угадывали предметы на ощупь; прятали и описывали предметы, отвечая на вопросы игроков.

В начале тематической недели дети узнали о пути дерева из леса до готового изделия; о необходимости для этого труда многих людей, о новых профессиях столяр и плотник Мы отмечаем уместность здесь сюжетно-ролевой игры с дидактическим закрепляющим компонентом, в которой дети используют игрушки-инструменты на разных этапах изготовления деревянного изделия. В группе были созданы условия для самодеятельной сюжетно-ролевой игры «Столяры и плотники», расширения содержания её сюжета с учётом жизненного опыта детей. Дети использовали игрушечные столярные и плотницкие инструменты, обыгрывали работу мастера с досками в мастерской. Важно было поддержать и самостоятельное создание Кукольный домикдетьми нужных атрибутов из подручных материалов.

В процессе игры воспитателем ненавязчиво введены новые лексические понятия, создана благоприятная атмосфера для активизации словарного запаса, детского словотворчества, использования различных вариаций детских стихотворений и игровых интерпретаций шуточных произведений. Мы не оставляли без внимания использование пантомимы для угадывания и называния детьми действий с рабочими инструментами столяра и плотника.

Словесные игры были основаны на текстах стихотворений С.Я. Маршака «Откуда стол пришёл» и «Мастер-ломастер». Они способствовали развитию повествовательной речи, формированию умения составлять самостоятельный рассказ. Игра «Столярные инструменты в загадках» способствовала развитию словотворчества и фантазии; закреплению знаний дошкольников о труде столяра. Игра «Найди слово» направлена на составление и объяснение значения сложных слов лесоруб, краснодеревщик, лесопилка; четвероногий (стол); самолет и других.

Особое место в старшей группе занимают игры-экспериментирования. Опыты с деревянными предметами «Тонет - не тонет» позволили детям самостоятельно сделать умозаключения о том, почему не все предметы тонут, и что надо сделать, чтобы утонули. Дети узнали, как можно определить возраст дерева по кольцам на срезе его ствола. Были выдвинуты и обсуждены со взрослыми разные версии ответов на вопрос о причине разной толщины этих колец.

В развитии темы недели мы с ребятами плавно перешли к изделиям из бумаги и картона. Так у нас появился новый игровой уголок «Комната с мебелью». Дети под руководством воспитателей сделали из спичечных коробков диван, стол, стулья, шкафы с выдвигающимися ящичками. Они были настолько заинтересованы, что дома с родителями сделали подобные кукольные комнаты и приносили свою «мебель» для игры в группу.

На следующей неделе в рамках темы «От ложки до книжки. Как делают бумагу» дошкольников познакомили с историей бумаги и с разнообразием её современных видов. Опыты позволили им уточнить представления о свойствах бумаги и функциональном назначении бумажных изделий. Игровую среду обогатила коллекция сделанных детьми книжек с рисунками по знакомым сюжетам русских народных сказок и сказок зарубежных писателей, опорными словами и фразами.

Игровое взаимодействие в новых игровых уголках, созданных совместными усилиями детей и взрослых, помогает не только закрепить учебный материал, но и разнообразить детские впечатления, способствуя полноценному проживанию чудесного периода - детства.

Наталья Зайцева, воспитатель ГБОУ
Школа № 218 ДО ул. Костякова, 4а, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*