"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Паспорт проекта «Деревья – символы России»
Проект направлен на расширение представлений детей о берёзе и рябине – деревьях-символах России.
Актуальность темы: Россия – наша Родина. А с чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живём. А может она начинается с тех деревьев, которые растут на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Для русского человека нет дерева роднее и милее, чем берёза. Оно вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которое было бы столько широко освещено в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Берёза приносит людям радость и свет!
Каждое дерево в наших краях красиво по-своему, но осенью нет ничего краше рябины с её янтарно-жёлтыми кружевными листьями и алыми гроздьями ягод. По народным поверьям, рябина приносит счастье, по ней также определяют погоду. Напитки из ягод рябины
дарят здоровье.
В наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребёнку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: средней продолжительности.
Срок реализации: с 10 сентября по 20 октября.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемые результаты:
Проблема: недостаточные знания у детей о самых почитаемых деревьях в России – берёзе и рябине, об их оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Цель: формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
Этапы проведения проекта:
1 этап – подготовительный:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Выбор темы проекта.
3. Подбор детской и педагогической литературы, картин, аудиозаписей.
4. Подбор дидактических и хороводных игр.
5. Заготовка природного материала для деятельности детей.
6. Изготовление книжки-раскладки о лечебных свойствах берёзы и рябины.
7. Подбор консультаций для родителей.
8. Подготовка презентаций: «Берёза и рябина на картинах русских художников», «Деревья и времена года».
2 этап – практический
Формы работы на данном этапе:
1. совместная образовательная деятельность;
2. наблюдения в природе, целевые прогулки и экскурсии;
3. индивидуальная работа с детьми;
4. рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
5. чтение художественной литературы;
6. беседы;
7. тематические выставки работ;
8. посещение библиотеки;
9. тематические праздники;
10. взаимодействие с семьёй.
Реализация проекта на втором этапе:
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
– «Наша рябинка»;
– «Встреча с берёзой»;
– «Это русская берёзка»;
– «Люблю берёзку русскую»;
– знакомство с репродукцией картины И.Э. Грабаря «Рябинка»;
– «Во поле берёза стояла» познавательно-развлекательная программа;
– познавательно-развлекательное шоу «Ой рябина кудрявая»;
– беседы по картинам В.Д. Поленова «Золотая осень» и М.В. Нестерова «Виденье отроку Варфоломею», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
– чтение рассказов К. Паустовского «Подарок», Ю. Дмитриева «Тайна»; чтение стихотворений А. Фета, Т.В. Герасимовой, Т. Ходарева, В. Рождественского;
– заучивание наизусть стихотворений А. Вальякка «Берёза»; А. Прокофьева «Берёза»; Н. Рубцова «Северная берёза»;
– повторение стихотворения «Белая берёза» С. Есенина;
– знакомство с пословицами и приметами, связанными с берёзой и рябиной.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие:
– художественное творчество – рисование красками «Люблю берёзу русскую»;
– пластилинография – «Рябина и берёза осенью»;
– аппликация «Веточка рябины»;
– рисование «Коралловая красавица»;
– ручной труд «Поделки из осенних листьев»;
– разучивание песен «Во поле берёза стояла»; «Ой рябина кудрявая»;
– хороводы «На лугу»; «Берёза белоствольная».
Беседы о лечебных свойствах берёзы и рябины, о применении их в хозяйстве, о связи деревьев с окружающей средой и о народных праздниках, связанных с ними.
Наблюдения в природе за сезонными изменениями берёзы и рябины, экскурсия в парк, пешеходные прогулки по улицам города.
Дидактические игры: «Узнай по описанию»; «Четвёртый лишний»; «Собери дерево»; «Бывает-не бывает»; «От какого дерева листок»; «Времена года». Посещение библиотеки: рассматривание иллюстраций, чтение книг.
Работа с родителями: мастер-класс для родителей «Рисование деревьев пластилином» с использованием художественной литературы.
3 этап – итоговый
1. презентация: «Деревья – символы России»;
2. выставка работ из листьев берёзы и рябины для родителей;
3. чтение стихотворений детьми.
Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о русской культуре, повышению познавательного интереса.
Актуальность темы: Россия – наша Родина. А с чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живём. А может она начинается с тех деревьев, которые растут на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Для русского человека нет дерева роднее и милее, чем берёза. Оно вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которое было бы столько широко освещено в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Берёза приносит людям радость и свет!
Каждое дерево в наших краях красиво по-своему, но осенью нет ничего краше рябины с её янтарно-жёлтыми кружевными листьями и алыми гроздьями ягод. По народным поверьям, рябина приносит счастье, по ней также определяют погоду. Напитки из ягод рябины

В наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребёнку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: средней продолжительности.
Срок реализации: с 10 сентября по 20 октября.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемые результаты:
- расширятся знания детей о берёзе и рябине.
- дети смогут использовать схемы для составления рассказов об этих деревьях.
- дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
Проблема: недостаточные знания у детей о самых почитаемых деревьях в России – берёзе и рябине, об их оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Цель: формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
- расширение представлений детей о культуре русского народа;
- уточнение знаний о значении берёзы и рябины в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) и об их взаимосвязи с окружающей средой;
- развитие познавательной активности;
- активизация и обогащение словаря;
- воспитание любви к русской природе, бережного отношения к ней.
Этапы проведения проекта:
1 этап – подготовительный:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Выбор темы проекта.
3. Подбор детской и педагогической литературы, картин, аудиозаписей.
4. Подбор дидактических и хороводных игр.
5. Заготовка природного материала для деятельности детей.
6. Изготовление книжки-раскладки о лечебных свойствах берёзы и рябины.
7. Подбор консультаций для родителей.
8. Подготовка презентаций: «Берёза и рябина на картинах русских художников», «Деревья и времена года».

Формы работы на данном этапе:
1. совместная образовательная деятельность;
2. наблюдения в природе, целевые прогулки и экскурсии;
3. индивидуальная работа с детьми;
4. рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
5. чтение художественной литературы;
6. беседы;
7. тематические выставки работ;
8. посещение библиотеки;
9. тематические праздники;
10. взаимодействие с семьёй.
Реализация проекта на втором этапе:
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
– «Наша рябинка»;
– «Встреча с берёзой»;
– «Это русская берёзка»;
– «Люблю берёзку русскую»;
– знакомство с репродукцией картины И.Э. Грабаря «Рябинка»;
– «Во поле берёза стояла» познавательно-развлекательная программа;
– познавательно-развлекательное шоу «Ой рябина кудрявая»;
– беседы по картинам В.Д. Поленова «Золотая осень» и М.В. Нестерова «Виденье отроку Варфоломею», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
– чтение рассказов К. Паустовского «Подарок», Ю. Дмитриева «Тайна»; чтение стихотворений А. Фета, Т.В. Герасимовой, Т. Ходарева, В. Рождественского;
– заучивание наизусть стихотворений А. Вальякка «Берёза»; А. Прокофьева «Берёза»; Н. Рубцова «Северная берёза»;

– знакомство с пословицами и приметами, связанными с берёзой и рябиной.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие:
– художественное творчество – рисование красками «Люблю берёзу русскую»;
– пластилинография – «Рябина и берёза осенью»;
– аппликация «Веточка рябины»;
– рисование «Коралловая красавица»;
– ручной труд «Поделки из осенних листьев»;
– разучивание песен «Во поле берёза стояла»; «Ой рябина кудрявая»;
– хороводы «На лугу»; «Берёза белоствольная».
Беседы о лечебных свойствах берёзы и рябины, о применении их в хозяйстве, о связи деревьев с окружающей средой и о народных праздниках, связанных с ними.
Наблюдения в природе за сезонными изменениями берёзы и рябины, экскурсия в парк, пешеходные прогулки по улицам города.
Дидактические игры: «Узнай по описанию»; «Четвёртый лишний»; «Собери дерево»; «Бывает-не бывает»; «От какого дерева листок»; «Времена года». Посещение библиотеки: рассматривание иллюстраций, чтение книг.
Работа с родителями: мастер-класс для родителей «Рисование деревьев пластилином» с использованием художественной литературы.
3 этап – итоговый
1. презентация: «Деревья – символы России»;
2. выставка работ из листьев берёзы и рябины для родителей;
3. чтение стихотворений детьми.
Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о русской культуре, повышению познавательного интереса.
Ирина Долженко, воспитатель, Нина Бессонова, воспитатель
МБДОУ Д/с № 3, г.Полярный Мурманской области
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ЖУРНАЛЫ БЕСПЛАТНО?ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ
E-mail*
Имя*
Отметьте издания,
на которые вы хотите подписаться
на которые вы хотите подписаться
65803
66491
23522
Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей производится два-три раза в неделю.
Подписаться