"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2013
«Помоги мне это сделать самому»
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины, и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.
Ей пришлось работать с детьми, страдающими слабоумием. И чтобы научить их понимать чужую речь и говорить, Мария Монтессори разработала систему упражнений для развития мелкой моторики, придумала необычные пособия и игры, с помощью которых малыши изучали окружающий мир. В это трудно поверить, но слабоумные дети научались читать, писать и считать порой раньше, чем их нормально развитые сверстники.
Мария Монтессори опытным путём доказала, что речь напрямую зависит от развития мелкой
моторики. Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие — это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Её следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.
Смысл педагогической системы Марии Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребёнка реализовать свою индивидуальность, найти свой уникальный путь. Она наблюдала за детьми в непринуждённой обстановке и определяла базисные потребности каждого в самых разнообразных сферах: в стремлении к любви, уважению, в интересе к окружающему миру, во вкусовых предпочтениях.
15 лет назад я заинтересовалась этой методикой, сама сделала материал для занятий, ничего сложного в этом нет. Пользуюсь своими наработками по сей день.
Девиз М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»
Приведу в качестве примера игры и упражнения с материалом, который есть у всех. Применительно к методике Монтессори вы можете предложить своим детям, начиная с двух лет, выполнить следующие упражнения в виде игры.
Разложим по порядку
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов, примерно по 5–7 бусинок каждого цвета, и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите ребёнку: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зелёные». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит вишни, а зайка крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами. Покажите ребёнку, как это сделать.Если бусинки упадут на стол, попросите малыша подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца, этот навык очень важен. Поэтому на первых порах не используйте много бусинок.
Волшебное сито
Скажите ребёнку: «В этой чашке перемешаны рисовые зёрнышки и крупицы манки (покажите отдельно рис и манку). Как выбрать отсюда все рисовые зёрнышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой напоминает ребёнку фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату. А ещё можно в манку насыпать горох и собирать его уже пальчиками.Выловим из воды
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.Не просыпь и не пролей
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зёрна ребенок должен смести щёткой в совочек.) Не забудьте похвалить ребёнка, если он аккуратно всё убрал. Переходить к переливанию следует тогда, когда ребёнок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание, это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.Открой и закрой
Поиграйте в игру: пусть малыш будет доктором, у которого много баночек с разными лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребёнком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите ему открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы ребёнок крутил крышку, а не банку.Ракушки и камушки
В одной миске смешайте ракушки и камушки и поставьте перед ребёнком две пустые мисочки. Предложите разобрать по мискам ракушки и камушки, помогая, например, Крокодилу Гене.
Лилия Степанова, воспитатель высшей категории
детский сад №32, г. Стерлитамак
Рекомендуем почитать
- Комментарии