Правая рука, левая нога…

Очень многие дети часто путают слова «право» и «лево». Предлагаем серию игр, помогающих ребёнку научиться ориентироваться в пространстве и отличать эти понятия. Педагоги могут использовать эти игры на занятиях в детском саду, а также познакомить с ними родителей — для домашних занятий.
Игры на ориентировку в пространстве
Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия понятий «право» и «лево» и начать без ошибок ими пользоваться — это пятый год жизни. Но слышит эти слова малыш с самого рождения. Уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.

Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе», на своем теле: вверху — это там, где голова, внизу — где ноги, вправо — где правая рука, влево — где левая рука.

Сначала у детишек можно увидеть помогающие им жесты. Например, малыш, чтобы определить, где у него правая рука, начинает ею двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого ребёнок, просто слыша слово «влево», «вправо», понимает его без жестов.

Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, спереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то говорим сразу об обеих руках: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая рука? А где левая? Что она держит? Левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь».

Ежедневные весёлые мини-игры гарантируют надёжный результат в достаточно короткое время. Дополнительно к играм необходимо постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестаёт путаться. Перед вами — несколько таких игр.

Игра «Три-та-та» (для самых маленьких)

Ход игры. Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в пестушках и потешках, в массаже с песенками, от которых получают радость. Например:

Тра-та-та, тра-та-та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка — кошку
За левую ножку!

На слова «левую ножку» ласково потряхиваем левую ножку малыша и гладим её. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Игра «Топ-топ-топ» (для малышей)

Ход игры. Это игра-потешка для деток, которые уже учатся ходить и «танцевать» — топать ножкой под песенку. С помощью педагога ребёнок совершает определённые действия в соответствии со словами.
Игра «Топ-топ-топ»
Топни-ка, ножка
Правая, понемножку!
Топ-топ-топ-топ-топ — топ (Топаем-переступаем правой ножкой.)
Топни-ка левая —
Маменька велела!
Топ-топ-топ-топ-топ — топ (Топаем-переступаем левой ножкой.)
Ай, деточка, попляши!
Твои ножки хороши! (Подпрыгиваем.)

Игра «Догонялки с кулачками» (детям с 3 лет)

Ход игры. В эту игру можно играть и в детском саду, и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите его кулачки на стол. Спросите, где у него правая рука, а где левая. Если малыш часто ошибается, то можно положить картинки-подсказки: рядом с правой рукой — картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (в левой руке мы держим в это время хлеб). Если малыш левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками по столу или по коленям.

Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три! Левая, беги!

На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, в то время, как вы пытаетесь его запятнать — коснуться его левого кулачка на столе. Слова в стишке меняются — то «Левая, беги!», то «Правая, беги!». Задача ребёнка — «убежать» от вас так, чтобы вы ни разу не успели его задеть.

Используемые картинки-подсказки постепенно можно будет убрать — например, сначала оставить только подсказку для правой руки. Постепенно малыш начнёт убирать нужный кулачок без подсказок-картинок.

Ася Валасина, кандидат педагогических наук,
автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка»

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*