Психологическая программа «Игра»

Программа «Игра» направлена на психологическую адаптацию дезадаптированных детей средствами игры, которая Психологическая программа «Игра»активизируют их социальное и психологическое развитие.

В игре ребёнок свободно выражает себя, освобождаясь от напряжения повседневной жизни. Он «примеряет» к себе разнообразные роли, учится вступать в активное социально-культурное взаимодействие, правильно ориентироваться в экстремальных ситуациях, вырабатывает навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Дети испытывают потребность в общении друг с другом. К сожалению, эта потребность зачастую остаётся неудовлетворённой из-за недостатка времени и неумения общаться. В большинстве случаев сфера общения становится полем самоутверждения ребёнка. И важно создать для него условия полноценного общения. Для этого нужно смоделировать игровые ситуации, в которых у детей:

  • снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
  • развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
  • прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру;
  • формируется умение оценивать свою и чужую работу;
  • закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Программа «Игра» — это новая адаптационная, коррекционная и воспитательно-реабилитационная среда. Игры-занятия имеют разные формы. Для детей игра — это труд, требующий настоящих усилий, подлинных, а не воображаемых человеческих качеств, не «понарошку». В игре они иногда преодолевают серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способность и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребёнок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те, что предъявляет к нему взрослый в неигровой деятельности.

Игра — это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство к самовоспитанию, к свободной по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером.

Сначала мы выбирали тему, то есть находили область действия, которую ребёнок воспроизводит в игре. Сюжет игры определял последовательность событий. При выборе ролей дети стараются выполнить обязательный набор действий и правил. Ведь роль — это модель поведения и отношения, характеризующая взрослого человека. В зависимости от возраста ребёнка роли приписывается определённая функция. В дополнение к сюжету дети используют игровой материал. Чем старше ребёнок, тем важнее в игре «игровой мусор», а замещающий материал жёстко не связан с тем предметом, который замещается, он полифункционален.

Методика игры по программе проводится в следующем порядке:

  • объявляем название игры и даём её краткую характеристику;
  • распределяем роли, показываем исходное положение;
  • объясняем ход игры и цели, к которым должны стремиться играющие;
  • обращаем внимание на то, чем заканчивается игра;
  • чётко формулируем правила, которые необходимо выполнять каждому игроку;
  • задаём вопрос, всё ли понятно в игре её участникам (при необходимости показываем отдельные моменты и приёмы игры, проводим «пробную» игру);
  • участники игры договариваются о сигналах начала и остановки игры;
  • при необходимости выбираем водящего;
  • подведение итогов: надо сделать необходимые замечания, разъяснения, отметить достижения отдельных участников игры или всех играющих; X приводим в порядок площадку, убираем инвентарь.
Шарик
Чтобы игра проходила без сбоев, педагогу следует:

  • начинать с тех игр, которые сам освоил до тонкостей;
  • помнить, что ребят увлекает хорошо освоенная игра. Сложную игру можно освоить лишь за несколько раз;
  • выбрав игру, определить место и время её проведения, подготовить необходимый материал;
  • не спешить вводить много новых игр;
  • объяснить ребятам, что смысл игры не в победе любыми путями над «противником», а в удовольствии от затраты физических и духовных сил;
  • все игры должны нести в себе воспитательный потенциал.

Содержание программы «Игра»

Программа включает развёрнутую систему игр-упражнений различного целевого назначения, объединённых в познавательно-развлекательные программы в дополнение к прочитанным сказкам.

Познавательно-развлекательная программа включает серию игр, которые рекомендуется проводить в одно время и которые объединены одной сказочной темой. Как правило, она решает несколько коррекционно-реабилитационных и познавательных задач.

Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Интересной игре он отдаётся целиком.

Реализация программы позволила:

  • преодолеть у детей барьеры в общении, развить чувство принадлежности к группе;
  • научить легко выражать свои чувства и хорошо понимать чувства других;
  • выработать уверенность в себе, честность, смелость, доброту, эмпатию;
  • избежать невротических проявлений (страхи, опасения);
  • создать условия для самовыражения.

О.Мариничева, педагог-психолог высшей квалификационной
категории социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних «Искра»

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*