"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Путешествие ниточки
Цель: формировать представления о труде взрослых.
Обучающие задачи: раскрыть последовательность изготовления одежды из хлопка; познакомить с профессиями людей, занятых производством тканей.
Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения; умение рассуждать и делать выводы, навыки образования родственных слов, диалогическую речь; расширять и активизировать словарный запас при использовании речевого материала по теме «Ткацкое производство».
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к труду взрослых, умение выражать доброжелательное отношение к другим детям.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, экран.
Демонстрационный материал: презентация «От хлопка до одежды», бобины и клубки с нитками, ткацкий станок, чесалка, ткань белая 1 м.
Раздаточный материал: челноки с нитью, лоскуты цветной ткани, трафареты с изображением предметов одежды, комки ваты.
Ход НОД
(Воспитатель привлекает внимание детей, «случайно» рассыпая клубки с разноцветными нитками. Дети поднимают клубки и собираются около него.)Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: ими вяжут, ими шьют, но сначала их прядут, и в клубочки их мотают, на катушки собирают. Что это? (Дети называют нитки.)
Воспитатель: Что можно сделать из ниток? Какие они бывают?
Дети: Длинные, короткие, тонкие и толстые, цветные, белые, черные. Из ниток можно получить одежду.
Воспитатель: Как это сделать? (Дети затрудняются ответить на вопрос.) Хотите узнать? Давайте попутешествуем с ниточкой и узнаем, как из неё сделать одежду. (Педагог демонстрирует слайд «Хлопок».) Посмотрите, это растение хлопок. Из него получают вату, а потом прядут из неё нити. (Педагог предлагает детям взять комки ваты и показывает прядущие движения. Дети повторяют их за педагогом и рассматривают полученные неровные нити.)
Воспитатель: Молодцы! Это хорошо умеют делать прядильщики. Теперь они работают на станках. (Педагог демонстрирует слайд «Прядильный станок», предлагает назвать его и профессию работающих на нём людей.)
Дети: Это прядильный станок. Прядильщик, прядильщики.
Воспитатель: Что же делать с полученными нитями? (С помощью наводящих вопросов детей подводят к выводу о необходимости переплетения нитей и проводят с ними пальчиковую гимнастику «В деревушке три Катюшки взяли в руки три катушки».)
Воспитатель: Давайте рассмотрим старинные приспособления для ткачества. (Дети рассматривают расположение нитей на станке, челнок с нитью, чесалку и её работу по продвижению переплетенных нитей. Они поочерёдно продевают челнок с нитью между натянутых поперечных нитей.)
Воспитатель: Теперь на ткацких фабриках есть станки. (Педагог демонстрирует слайд «Ткацкий станок».) Какие похожие, родственные слова к слову ткач вы можете назвать?
Дети: Ткать, ткач, ткань, ткацкий станок, ткачи, ткацкая фабрика.
Воспитатель: Скажите, какая ткань получилась? (Педагог демонстрирует отрез белой ткани. Дети её ощупывают, пробуют растянуть.)
Дети: Белая, плотная, мягкая, тонкая, гладкая, прочная.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы одежда из ткани была красивой? (Дети предлагают окрасить ткань красками разных цветов. Педагог демонстрирует слайд «Окрашивание тканей». Дошкольники приходят к выводу, что в станок заходит белая ткань, а на выходе она становится цветной.) Здесь работают техники по окрашиванию тканей. Дальше за дело берутся дизайнеры и модельеры. Что они делают?
Дети: Они рисуют одежду. Проводят модные показы.
Воспитатель: Да, придумывают удобную одежду для отдыха, работы, занятий спортом. (Воспитатель предлагает детям сесть на пол. Звучат «Звуки природы».) Закройте глаза. Представьте себя бегущими по траве в поле. Светит солнце, поют птицы, вокруг цветы. Какая на вас одежда? Какие у неё рукава, ворот? Вы, как модельеры, одежду только придумали. Открывайте глаза, расскажите о ней.
Дети: Удобная, красивая, летняя, длинная, лёгкая. (С помощью наводящих вопросов дети уточняют детали одежды. Их подводят к выводу о необходимости раскроя тканей, а также к образованию родственных слов: кроят, выкройка, раскраивают, закройщики. Педагог демонстрирует слайд «Раскройный цех».)
Воспитатель: Что делать с этими деталями?
Дети: Можно их сшить.
Воспитатель: Назовите слова, родственные со словом сшить.
Дети: Шить, зашивать, сшивать, швея, швейный, швейная.
Воспитатель: Теперь эту одежду нужно отправить в магазин. (Педагог демонстрирует слайд «Магазин одежды».) Скажите, как называется одежда, которую надевают только в определённый сезон года?
Дети: Зимняя одежда. Летняя. Осенняя, весенняя. (С детьми проводят игру «Угадай, кто был в магазине?».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга и угадайте, кто был в магазине и купил полосатую футболку? Кто купил синие шорты, красные носки? (Дети осматривают друг друга и называют того, кто «был в магазине». Игру проводят 4 раза.)
Воспитатель: Одежду можно не только купить, но и сшить в ателье. (Педагог демонстрирует слайд «Ателье».) Мы с вами были там на экскурсии. Люди каких профессий работают в ателье?
Дети: Модельеры, закройщики, портные, швея.
Воспитатель: Если вы хотите сшить себе одежду сами, то предлагаю попробовать себя в роли модельеров. Для этого подберите понравившиеся ткань и фасон одежды. (Педагог демонстрирует, как вложить лоскут ткани в трафарет. Дети повторяют за ним действия и рассматривают друг у друга силуэты получившейся одежды.) Какую ткань вы использовали?
Дети: У меня полосатая ткань. Разноцветная ткань. Красная, блестящая. Прозрачная ткань. В горошек.
Воспитатель: Вот какой долгий путь проделала ниточка, прежде чем стала одеждой. Вставайте в круг. Сейчас мы передадим клубочек с ниточкой из рук в руки, и каждый, у кого клубок в руках, скажет, кем ему понравилось быть в нашем путешествии, чем понравилось заниматься. (Дети перечисляют профессии и занятия людей.) Благодаря вашей дружной работе и полным ответам наше путешествие было веселым, увлекательным и познавательным.
Валентина Старикова, воспитатель
МБДОУ Д/с № 42, г. Кострома
Рекомендуем почитать
- Комментарии