Путешествие по родному посёлку

Занятие по развитию речи и обучению грамоте, рекомендуется для работы с детьми 5-7 лет.

Дети всегда живо интересуются всем, что их окружает. В частности, они с удовольствием узнают о том месте, где родились и живут в настоящее время. Чем характерна и неповторима малая Родина, её природа, традиции, быт.

В основу занятия положен сюжет-путешествие, где дети продолжают знакомиться с малой Родиной — посёлком Унъюган. Содержание сюжетных зон, названия учреждений можно изменять, исходя из местных условий.
Путешествие по родному посёлку
Программное содержание: уточнять и систематизировать знания детей о родном посёлке Унъюган. Совершенствовать грамматический строй речи путём образования прилагательных от существительных, существительных из прилагательных; упражнять в подборе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в делении слов на слоги, подбирать слова на заданный звук. Расширять лексический запас речи детей. Дифференцировать звуки [С] и [Ш] и закреплять произношение звука [Р] в чистоговорках. Развивать связную речь, слуховое внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и интерес к своему посёлку, доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества и взаимопомощи.

Предварительная работа: экскурсии в «Детскую школу искусств», магазин, физкультурно-оздоровительный комплекс «Импульс»; оформление сюжетных зон; беседа о родном посёлке (рассматривание тематических альбомов).

Оборудование: аудиозапись «Вместе весело шагать»; музыкальные инструменты, муляжи продуктов питания, спортивный инвентарь (мячи, кегли, обручи, ленты), игрушки, манная крупа, цветной картон, двухсторонний скотч, бумажные салфетки, слоговые схемы, ширма, вывески различных учреждений, картинки видов спорта, картинки пачек фруктового сока.

Ход занятия

Занятие проводится в свободном учебном помещении (например, в логопедическом кабинете). Здесь оборудованы отдельные сюжетные зоны:

  • Детская школа искусств (стол, на котором лежат музыкальные инструменты: барабан, маракасы, труба, бубенцы, колокольчик, бубен, гитара, саксофон).
  • Магазин, в котором находятся два отдела: продуктовый и промтовары (в продуктовом отделе — стеллаж с муляжами фруктов, овощей, продуктов питания, в промтоварном — полки, на которых лежат разные игрушки).
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс «Импульс» (на ленточных столах лежит спортивный инвентарь: мячи (баскетбольный, волейбольный, теннисный), обручи, кегли, ленты, теннисные ракетки).

У каждой сюжетной зоны (уголка) стоит указатель с вывеской: фотография и название учреждения. (Учитель-логопед встречает детей в приёмной.)

Учитель-логопед. Ребята, скажите, в каком посёлке мы с вами живём? (Унъюган.) Хотели бы вы сейчас отправиться в путешествие по нашему посёлку? (Да.) Предлагаю путешествовать пешком, а, значит, кто мы в этом случае? (Пешеходы.) По какой части дороги ходят пешеходы? (По тротуару.) Итак, в путь! (Дети под музыку «Вместе весело шагать» входят в кабинет логопеда. Учитель-логопед подводит их к сюжетной зоне «Детская школа искусств». На столе разложены музыкальные инструменты.)

Учитель-логопед. Посмотрите на вывеску и скажите, куда мы с вами пришли? Сколько здесь разных предметов! Скажите, как они все называются? (Музыкальные инструменты.) Для чего нужны музыкальные инструменты? (Ответы детей.) А теперь давайте поиграем.

Игра «Какой инструмент звучит»

Ход: учитель-логопед за ширмой играет на музыкальном инструменте, а ребята отгадывают — на каком именно.

Учитель-логопед. Все инструменты лежат на столе, а я предлагаю разложить их на полки — по количеству слогов в названии инструментов. (На каждой полке приклеены схемы слов, поделенных на слоги.) На нижнюю полку надо положить инструменты, в названии которых 2 слога, на среднюю полку — инструменты, в названии которых 3 слога, на верхнюю — инструменты, в названии которых 4 слога. Чтобы не ошибиться и правильно определить количество слогов в слове, мы будем хлопать в Игра «Какой инструмент звучит»ладоши столько раз, сколько в слове слогов.

(Дети вместе с учителем-логопедом отхлопывают слоги и раскладывают музыкальные инструменты на полки стеллажа: барабан, бубен, маракасы, труба, бубенцы, колокольчик, дудка, гитара, саксофон.)

Игра «Музыканты»

Ход: учитель-логопед предлагает детям стать музыкантами, а для этого — слушать музыку и повторять за ним все движения. Под музыку дети имитируют игру на музыкальных инструментах.

Учитель-логопед. Пора продолжить наше путешествие. (Под музыку «Вместе весело шагать» дети подходят к оформленному уголку «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Импульс».)

Учитель-логопед. Ребята, скажите, зачем люди ходят в физкультурно-оздоровительный комплекс? (Ответы детей.) Как можно назвать людей, которые занимаются спортом? (Спортсменами.) Предлагаю снова поиграть.

Игра «Доскажи словечко»

Ход: Учитель-логопед начинает предложение, а дети его заканчивают, добавив нужное слово. Одновременно он обращает их внимание на иллюстрации с изображением видов спорта.

Волейболисты играют в … (волейбол).
Футболисты играют в … (футбол).
Баскетболисты играют в … (баскетбол).
Теннисисты играют в … (теннис).

Учитель-логопед. Ребята, посмотрите, сколько здесь спортивного инвентаря! Обратите внимание на мячи. Чем они отличаются? (Размером, цветом, фактурой.) Этот мяч нужен для игры в баскетбол, значит он какой? (Учитель-логопед показывает на баскетбольный мяч.) Этот мяч — для игры в волейбол, значит он какой? Этот мяч — для игры в теннис, значит он какой? Посмотрите, а вот стоят кегли. В какой вид спорта можно играть с помощью кеглей? (В боулинг.) А здесь хранятся обручи, ленты, мячи. Кто из спортсменов занимается с этим спортивным инвентарём? (Художественные гимнасты.)

(Под музыку «Вместе весело шагать» дети подходят к следующей сюжетной зоне — «Магазин».)

Учитель-логопед. Ребята, давайте прочитаем, куда мы с вами пришли? В магазине два этажа: на первом расположен продуктовый отдел, здесь можно купить продукты. Посмотрите внимательно и назовите продукты, которые начинаются на звук М (С, К…)

М — молоко, мороженое, масло, мука, майонез.
С — сок, сыр, сметана, сосиски.
К — колбаса, капуста, кефир, конфеты. Учитель-логопед.

В продуктовом отделе много разных фруктов. Как вы думаете, что можно приготовить из фруктов? (Варенье, салат, компот.)

Игра «Какой сок»

Ход: На каждый вопрос нужно показать картинку, на которой изображён фрукт и стакан сока.

Сок, приготовленный из яблок, какой? (Яблочный.)
Сок, приготовленный из апельсина, какой? (Апельсиновый.)
Сок, приготовленный из лимона какой? (Лимонный.)

Учитель-логопед. Теперь я приглашаю вас из продуктового отдела перейти в промышленный. Здесь продаётся много игрушек. Все они сделаны из разного материала. Если игрушки пластмассовые, значит, они из какого материала сделаны? (Из пластмассы.) Если игрушки деревянные, значит, они из какого материала сделаны? (Из дерева.) Если игрушки резиновые, значит, они из какого материала сделаны? (Из резины.) Если игрушки меховые, значит, они из какого материала сделаны? (Из меха.) Игрушки из меха на ощупь какие? (Мягкие.) Ребята, посмотрите, на полках лежат игрушки разного размера — большие и Игра «Большой — маленький»маленькие. Давайте поиграем.

Игра «Большой — маленький»

Ход: Учитель-логопед показывает на игрушку и называет её, а детям предлагает назвать её в уменьшительно-ласкательной форме:

Неваляшка — неваляшечка.
Медведь — медвежонок.
Кукла — куколка.
Лошадь — лошадка.
Самолёт — самолётик.
Машина — машинка.

Учитель-логопед. Ребята, чтобы правильно и чётко произносить названия игрушек, давайте с вами проговорим чистоговорки.

Шок — шок — шок — вот наш петушок.
Аш — аш — аш — вот мой карандаш.
Ыш — ыш — ыш — маленький малыш.
Са — са — са — вот лиса.
Ра — ра — ра — вот кукла Ира.
Шо — шо — шо — всё будет хорошо.

Учитель-логопед. Сегодня в магазине поступление новых игрушек. Хотите узнать, каких именно? Проходите и садитесь за столы.

(Дети садятся за ленточные столы, где подготовлено оборудование для ручного труда: картон форматом А3, рисунок на котором обклеен двусторонним скотчем, тарелочки для мусора, тарелочки с манной крупой, салфетки.)

Учитель-логопед. Ребята, у каждого из вас есть засекреченная игрушка. Нам с вами надо рассекретить её и узнать, что это за игрушка. (Учитель-логопед показывает последовательность выполнения действий и комментирует их.) Для этого я снимаю жёлтую плёнку скотча. Посыпаю силуэт рисунка игрушки манной крупой, проглаживаю его пальчиками и ладошкой, стряхиваю в тарелочку лишнюю крупу и смотрю, что получилось. (Звучит аудиосопровождение. Дети выполняют задание, по мере этого логопед индивидуально беседует с ними.)

Оксана Колисниченко, учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
поселок Унъюган, Ханты-Мансийский АО — Югра

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*