"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Разговор с камушком
Этот приём подачи новых знаний появился в моём педагогическом арсенале случайно, во время очередной экскурсии-прогулки с ребятами. Мы шли по берёзовой аллее, одна девочка оступилась на небольшом камушке, упала, хотела заплакать. Я, чтобы разрядить обстановку и успокоить пострадавшую, взяла тот злополучный камушек в руки и сказала, что он не так просто попался под ноги, а хочет рассказать нам интересную историю. И под удивлённые взгляды детей и их многочисленные вопросы объяснила, что камни «живут» очень долго, были свидетелями разных интересных событий, ставших уже историей. Если уметь их слушать, они могут рассказать много интересного. И начался рассказ о том, как этот камушек попал к нам с далёкого Севера вместе с гигантским движущимся ледником очень-очень давно.
Рассказ закончился, мы пошли дальше. Кому-то из детей попался на глаза другой камень. Все захотели услышать его историю. Так и повелось — на каждой прогулке дети старались найти и принести мне камушки. Я выбирала один, и перед детьми раскрывалась очередная страница истории нашего края. Для меня стало очевидным, что просто рассказ учителя для детей менее интересен, чем история, рассказанная якобы живым свидетелем, очевидцем.
Дети — большие хитрецы. Однажды, когда закончился очередной «разговор» с камушком, один из ребят ехидно воскликнул: «А вчера этот камушек другую историю рассказал. Я его потом подобрал, в карман положил, а сегодня как будто нашёл!» На меня были устремлены двадцать пар вопрошающих глаз: «Неужели, всё? Сказка кончилась? Всё оказалась выдумкой учителя?»
Пока я за доли секунды придумывала объяснение, мне на помощь пришли сами ребята:
— Камушек-то давно живёт. Много чего видел!
— Правильно, он мог теперь другую историю рассказать.
— Конечно, ведь не интересно одно и то же слушать!
— Я поняла! Камушек — это как диск: один мультфильм посмотрели, другой начался.
— Наверное, на каждом камушке много разных историй записано.
Тот самый мальчишка, который хотел меня уличить в обмане, сам едва ли не громче других, доказывал мне, что камни действительно «разговаривают». Поверили! Я была удивлена и, одновременно, очень рада за моих учеников. Рада, что в них есть наивность, доверчивость, восприимчивость, открытость, доброта, вера в сказку.
С тех пор камушки стали частенько появляться уже на моём рабочем столе. Это как сигнал мне – дети достаточно наслушались учителя, дай им послушать «гостя из прошлого», задать интересующие их вопросы. Иногда, камушки приношу я. Может быть и правда, они «разговаривают»?
Людмила Родина, учитель начальных классов
МОУ «Ермишинская средняя общеобразовательная школа»,
р.п. Ермишь, Рязанская область
Рекомендуем почитать
- Детские развивающие компьютеры
- Шоколадная коллекция КАПИБАРА для детей и не только
- Карта мечты
- Летнее чтение или как заинтересовать ребёнка литературой
- Комментарии