Развивающая предметно-игровая система «Геометрики КАЙЕ»

В некоторых детских садах Москвы в течение двух последних лет прошла апробацию и используется новая инновационная разработка «Геометрики КАЙЕ».

Наборы «Геометрики КАЙЕ» изготавливаются из уникального материала – пенополиетилена. Он лёгкий, травмобезопасный, ярких цветов, держит точно заданную форму. Элементы из этих наборов – опора для игры, занятий и различных видов деятельности детей, в том числе самостоятельной. К комплекту прилагаются сертификаты и DVD диск с методиками, фотосессией композиций, игротек с детьми, мастер-классов, а также другой полезной информацией. Специально, по этому комплекту я провожу семинары для работников Геометрики КАЙЕобразовательных учреждений и мастер-классы «Игротека с детьми в группе ДОУ».

В разработанную мною систему входят 12 наборов элементов (часть из них представлена на фото). Всего 19 геометрических тел. В каждом наборе основные элементы только одной формы, четырёх цветов. Формы элементов в плане это основные геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, ромб, трапеция, параллелепипед, прямоугольник, шестиугольник, восьмиугольник, кольцо, дуга, параллелограмм. Есть несколько дополнительных фигур – трикубик, триквадрат.

Размеры элементов соподчинены: толщина 2 и 3 см, сторона 3 и 6 см, диаметры кругов, колечка и дуги 3 и 6 см. Благодаря этому можно использовать один набор или сразу все, можно взять несколько наборов в любых сочетаниях. Элементы представляют собой объёмные геометрические тела, поэтому они удобны для рук ребёнка. Как и многие другие мои системы открытого типа с множеством правильных решений, данная система многофункциональна, вариативна, педагогически целесообразна, психологически комфортна, компактна и экономически выгодна. Благодаря тому, что элементы изготовлены из материала пенополиэтилен, они обладают удивительными, полезными свойствами – легки, не боятся ни жары, ни мороза, не впитывают влагу, приятны на ощупь, плавают на поверхности воды. Кроме того, элементы удерживаются на любой ровной вертикальной и наклонной поверхности, если их предварительно окунуть в воду и затем слегка прижать к поверхности, так как при нажатии вытесняется воздух и возникает вакуум. Многофункциональность – это применение для:

  • конструирования и экспериментирования на гладкой горизонтальной, вертикальной или наклонной поверхности;
  • детского дизайна, в том числе, создания коллажей,
  • проведения цветного и логического диктанта;

в качестве:

  • мозаики (настольной, настенной и надводной);
  • раздаточного материала на занятиях по изучению количественных соотношений, по арифметике и при изучении геометрических фигур и тел (форма, состав);
  • опоры для сюжетно-ролевых и других видов игр;
  • строительного набора,
  • трансформера;
  • детского домино.

Вариативность – это бесконечное количество вариантов соединений и сочетаний элементов во всех направлениях и плоскостях. Методики использования наборов могут варьироваться педагогами в зависимости от поставленных задач – от подробного предварительного объяснения, до простой раздачи элементов детям для самостоятельного изучения, экспериментирования и конструирования.

На традиционный вопрос «А что предлагаемая система развивает в детях?» ответ звучит так. Она помогает развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное), глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников. Способствует формированию исследовательского поведения и поисковой деятельности, а также таких волевых качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение. Также способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии и ритма, пониманию точки зрения на предмет, его проекций, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Геометрики КАЙЕ в детском садуПозволяет проводить занятия в области геометрии, математики и логики, игру с замещением, а также использовать комплект в качестве крупной мозаики. Помогает почувствовать такие строительные понятия, как устойчивость, неустойчивость, гравитационная вертикаль. Ценным качеством является то, что систему можно использовать, как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна.

Играющий может экспериментировать и изобретать конструкции, применяя одинаковые или разные по форме и цвету элементы, имеющиеся в большом количестве. Эта особенность детской деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости, в пространстве и по отношению друг к другу.

Кроме того, результаты занятий детей с комплектом вызывают эстетические чувства, положительные эмоции и различные ассоциации. Можно проводить конкурсы и соревнования. Занятия развивают аккуратность, точность и координацию движений играющего ребёнка, стимулируют общее движение.

Система пригодится в группах продленного дня детского сада или школы, в коррекционной и госпитальной педагогике, в реабилитационной практике, для проблемных детей, детей-инвалидов.

Предназначена для формирования у детей конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе его способности к техническому и архитектурному творчеству. Она позволяет ставить перед ребёнком и чисто дидактические задачи: сборка конструкций по заданию взрослого или по примеру, приведенному в описании конструктора. При этом собранные конструкции могут быть статичными или подвижными (например, сборка весов, качелей).

Система предоставляет возможность:

  • ставить новые дидактические задачи: зарисовка собранных конструкций с разных точек обзора (проекции – вид спереди, сбоку, сверху, сзади, изометрия);
  • пояснять детям и развивать такие понятия, как соразмерность, подобие, симметрия, масштаб, соосность, статика, устойчивость, неустойчивость, жёсткость, гравитационная вертикаль и другие;
  • развивать конструкцию в горизонтальной плоскости в четырех направлениях (вперёд, назад, вправо и влево), в вертикальной плоскости или в обеих сразу;
  • применять подсветку конструкций, наблюдать за тенями от них;
  • применять в игре масштабными игрушками и предметами;
  • применять систему в сюжетно-ролевых и режиссерских играх детей.

Виктор Кайе, инженер-изобретатель уникального дидактического материала

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*