"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2016
С чего начинается малая родина
Проектная работа по краеведению для учащихся начальной школы на примере исследования ученика 4-го классаРодина – понятие абстрактное для детей. Чтобы понимать значение этого слова, всю его важность, нужно показать ребятам связь времён, преемственность традиций. Лучше всего не преподнести готовую информацию, а дать им почувствовать себя исследователями, первооткрывателями. Для этих задач лучше всего подходит проектная деятельность. Да и малая родина у каждого своя – тема для проектной деятельности у каждого будет личная, важная именно для него.
Предлагаю вашему вниманию свой опыт проведения проектной работы по краеведению для учащихся 4-го класса. Тематику учащиеся выбирали самостоятельно, в индивидуальном порядке согласовывали структуру работы, производили самоконтроль. Был определён итоговый продукт проекта – письменная работа с отчётом.
Могу с уверенность сказать, что результаты проектной работы превзошли все ожидания. Ученики проявили большую увлечённость, провели настоящие разноплановые исследования, в работу были вовлечены все члены семьи. Таким образом, для каждого из них малая родина стала ещё ближе и важнее.
Одной из лучших работ стал проект Кирилла Комарова. На его основании вы можете увидеть, как строилась проектная работа. Ниже частично приведён итоговый отчёт ученика.
Обоснование проекта
Этим летом я отдыхал в деревне. Моя деревня называется Гологузово, находится в 20-ти км от города, в котором я живу, города Высоковска. Когда я гулял около дома, неглубоко в земле обнаружил странные стёклышки. Они были круглые, похожие на маленькие трубочки. Меня заинтересовало, что же это такое, и как оно здесь появилось. С этим вопросом я обратился к моей прабабушке. Она рассказала мне, что раньше в этой деревне все от мала до велика занимались стеклодувным промыслом и изготавливали красивые и разноцветные бусы и украшения из стекла. А позже в этой и соседних деревнях стеклодувы стали изготавливать новогодние шары.
Тематика проекта каждого ученика складывалась из личных интересов, поэтому вполне закономерна высокая мотивированность ребят на работу. Именно с таких семейных историй началось их собственное краеведение. После определения темы ученик сам себе задавал вопросы: «Что это?», «Почему?», «Откуда идут корни?», «Где об этом узнать?». Постепенно отвечая на них, учащийся намечал план своей работы. Тип нашего проекта получился самым широким: поисково-практико-информационно ориентированный. Каждый ученик должен был сформулировать цели своей работы и задачи.
Цели:
1. Изучить историю зарождения народного промысла моей малой родины деревни Гологузово – изготовление ёлочной игрушки.
2. Исследовать современную технологию производства игрушки, превращения стекла в шарик.
Задачи проекта:
1. На основании краеведческих исследований сделать презентацию по истории зарождения и развития местного народного промысла – изготовление ёлочной игрушки.
2. На основании исследований технологии производства игрушки попробовать самому изготовить и разрисовать игрушку.
3. Изготовить макет буклета-рекламы для ОАО «Ёлочка».
Чтобы ответить на свои вопросы, ученик изучал тематическую литературу, определял музеи и места, посетив которые, он сможет получить больше разноплановой информации. Проанализированная отобранная информация в свободном изложении тоже нашла отражение в отчёте.
Основная часть
Я посетил краеведческий музей г. Клина, музей ёлочной игрушки «Клинское подворье» и само производство ёлочных украшений – фабрику «Ёлочка», чтобы там найти ответ на вопрос: «Как стали изготавливать ёлочную игрушку?». Кроме этого, я был в гостях у одного из старейших стеклодувов Широковой Зои Сергеевны. Ей уже 87 лет, около 75-ти из которых она дула стекло. Зоя Сергеевна родом из д. Круг и знает старые легенды производства игрушки. Весь материал, который я нашёл, стал основой моего проекта под названием «Шарик в Круге».
1.Из истории Круговской Земли.
2. Легенда изготовления первого ёлочного шарика из стекла.
3. Из истории развития стеклодувного промысла – предприятия народно- художественного промысла ОАО «Ёлочка» (по материалам музея «Клинское подворье»).
4. А как же сегодня игрушки делают? (по материалам экскурсии на ОАО «Ёлочка» и музея ОАО «Ёлочка» на фабрике).
Как вы понимаете, в зависимости от задач проекта строение самого отчёта могло варьироваться. Но в среднем каждая работа состояла из 4-5-ти частей. Итогом отчёта обязательно становилось заключение, в котором учащийся проводил самоанализ, выясняя все ли задачи выполнены, достигнуты ли цели.
Заключение
На основании краеведческих исследований я сделал презентацию по истории зарождения и развития народного промысла моей малой родины – изготовление ёлочной игрушки. И сам пробовал освоить ремесло моих предков, которые жили в д. Круг и занимались дутьём игрушек из стекла.
Мой макет буклета, разработанный по материалам проекта, ОАО «Ёлочка» отпечатала и использовала как буклет-рекламу при продаже ёлочной игрушки на новогодней выставке «Ладья», которая проходила в Экспоцентре г.Москва.
Подобная долгосрочная проектная деятельность дисциплинирует детей, тренирует их поисковые, анализаторские способности. Даёт возможность почувствовать свою значимость, сопричастность к исконным традициям. Дети с гордостью говорили потом: «Моя малая родина славится…».
Юлия Жирноклеева, учитель физики и информатики
МОУ Воздвиженской СОШ №4, г.Высоковск
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ЖУРНАЛЫ БЕСПЛАТНО?ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ
E-mail*
Имя*
Отметьте издания,
на которые вы хотите подписаться
на которые вы хотите подписаться
65286
65944
23035
Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей производится два-три раза в неделю.
Подписаться