Синяя птица счастья

Конспект занятия коррекционно-развивающей деятельности по ориентировке в пространстве «Птицы».

Для детей старшей группы с нарушением зрения. В процессе этого универсального занятия дети не только развивают и совершенствуют соответствующие их возрасту умения и навыки, но и, сочувствуя птице, помогая ей выжить, получают очень важный для них урок доброты и милосердия.

Цель. Развитие пространственной макро- и микро-ориентировки на лексическом материале «Птицы».
Синяя птица счастья
Задачи

  • Упражнять детей в выделении пространственного положения объекта из группы предметов.
  • Совершенствовать навыки ориентировки на ограниченной плоскости (листе бумаги).
  • Учить детей активно использовать в речи пространственные термины.
  • Стимулировать и активизировать зрительные функции.
  • Развивать осязательное восприятие и мелкую моторику рук.
  • Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: озвученная игрушка Синяя птица. Мешочки (4 шт.), завязанные разноцветными лентами. Шишки сосны, тарелочки, фоны (листы бумаги формата А4 зелёного цвета) по количеству детей. Семена подсолнуха, мелкая мозаика, цветные силуэты птиц и зверей (по 4 на каждого ребёнка). Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра» и образцы выкладывания птиц (прорисованные контуры в натуральную величину).

Ход занятия (Слышится птичий писк, появляется Синяя птица.)

Педагог. Здравствуйте, ребята! С этой сказочной птицей случилась большая беда. Злые мальчишки с рогатками так напугали её, что она всё о себе позабыла. Что же делать? (Дети предлагают помочь несчастной птичке, приглашают её в гости.)

Педагог. Ребята, расскажите, как вы узнали, что это птица? (Дети перечисляют внешние признаки птиц.)

Педагог. Наша птичка, наверное, голодная. Давайте посмотрим, чем мы сможем её накормить.

Упражнение «Мешочки»

(Дети рассматривают 4 мешочка, завязанные разноцветными лентами, и отвечают на вопросы педагога.)

  • Где расположен мешочек, завязанный красной лентой?
  • С какой стороны мешочек с зелёной лентой?
  • Какой мешочек расположен между мешочками с красной и синей лентами?
  • Какой мешочек между мешочками с белой и зелёной лентами?

Педагог. Молодцы! А теперь давайте проверим, есть ли в мешочках что-нибудь вкусненькое для нашей птички.

Упражнение «Узнай на ощупь»

(Дети ощупывают и называют содержимое мешочков.) Предлагаются мешочки со следующим содержимым:

  • шишки сосны;
  • семена подсолнуха и мелкая мозаика;
  • геометрические фигуры;
  • силуэты птиц и зверей из мягкой резины (достаточно называть материал).
Таблица
Педагог. Чем можно угостить птичку?

Дети. Семечками.

Педагог. Правильно, но семечки перемешались с мозаикой, давайте их переберём: на тарелочку справа отбираем семечки, а слева — мозаику.

Упражнение «Сортировка»

(Дети раскладывают по разным тарелкам семечки и мозаику.)

Педагог. Теперь можно и угостить нашу птичку. А пока она подкрепляется, мы сделаем гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика (см. таблицу)

(Выполняется без очков. После зрительной гимнастики дети надевают очки.)

Педагог. Ребята, а давайте покажем нашей птичке, для чего нам нужны шишки.

Массаж ладоней и пальцев рук шишками

(Дети читают стихи и одновременно массируют пальцы своих рук.)

Будем с шишками играть,
Их ладошками катать.
Назад — вперёд, назад — вперёд,
А потом — наоборот.
Их по кругу мы катаем,
Пальчики все разминаем.

Педагог. А в прятки играть вы любите? Птицы здесь спрятались среди зверей, вы их, ребята, найдите скорей! (Детям предлагаются цветные силуэты и фоны.)

Педагог. Силуэты расположите в углах листа: птиц — с левой стороны, а зверей — с правой.

Упражнение «Расположи силуэты на листе бумаги»

(Дети раскладывают силуэты и отвечают на вопросы педагога.)

Педагог. Кто расположен в левом верхнем (правом нижнем) углу? Где находится медведь, где дятел? (И так далее.)

Педагог. Нашей птичке очень понравилось, как вы нашли всех птиц, а давайте тоже ненадолго превратимся в птичек.

Разминка (Все движения выполняются в соответствии со стихотворением.)
Конспект занятия коррекционно-развивающей деятельности по ориентировке в пространстве
Повертелись, покружились,
В птичек все мы превратились.
А теперь мы потянулись.
Раз нагнулись, два нагнулись,
Крыльями похлопали,
Ножками потопали,
Головою повертели,
И тихонько полетели.
Встали, покружились,
В ребяток превратились.

Педагог. Нашей птичке очень интересно, зачем нужны фигуры, которые были в последнем мешочке.

Дети. Из этих фигур можно выкладывать разные картинки, и даже птиц.

Упражнение «Выложи изображение из деталей»

(Педагог проводит с детьми игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра» с образцами выкладывания птиц. После того, как дети выложили птиц, они вместе рассматривают силуэты.)

Педагог. На кого это похоже? А каких птиц вы ещё знаете? (Дети отвечают и называют. Вдруг слышится птичий писк.)

Педагог. Ребята, нашей птичке так понравилось у нас в гостях, что она всё вспомнила о себе. Она — Синяя птица счастья, и хочет вам пожелать, чтобы вы всегда оставались добрыми, заботливыми, и чтобы у вас, как у всех птенчиков, были тёплые, уютные гнёздышки. А на память о себе она дарит вам интересную, красивую игру. (Дети благодарят птицу счастья. А педагог задаёт всем домашнее задание: с помощью родителей сделать кормушки для птиц.)

Эллина Дашкаева, учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 196», г. Хабаровск

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*