Такие разные звуки и буквы

Дети в моей группе часто стали интересоваться, как называется та или иная буква. Одна наша воспитанница принесла из дома игру «Говорящая азбука», все малыши очень заинтересовались. Тогда я и предложила познакомиться с буквами и звуками, ребята согласились. Так родился проект.

Вид и тип проекта: долгосрочный, познавательный.

Модель трёх вопросов.
Модель трёх вопросов
Цели и задачи проекта

Познание. Познакомить детей с понятиями «звуки речи», «буква», дифференцировать понятия «звук» и «буква». Учить узнавать и правильно называть буквы как комбинации разных элементов, научить ребёнка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи. Учить сравнивать буквы по внешнему виду и звучанию. Формировать интерес к обучению чтению. Познакомить с историей возникновения письменности. На материале проекта формировать математические представления, закреплять навык счёта, знание цифр, умение ориентироваться в пространстве, на листке бумаги (вверху, внизу, справа, слева).

Развитие речи. Развивать фонематический слух, учить слышать звуки речи, выделять их из слов. Расширять словарный запас, развивать слуховое внимание. Развивать связную речь, составлять описательные рассказы.

Художественно-эстетическое развитие. Развивать творческие способности. Учить изображать буквы различными видами художественного искусства: лепить из пластилина, теста, делать аппликацию букв из бумаги, природного материла, ниток, складывать из палочек, конструктора, кубиков, камешков и др. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, усидчивость.

Социально-коммуникативное развитие. Во время реализации проекта развивать умение анализировать действия и поступки, прогнозировать результат, управлять поведением, регулировать конфликты, уметь договариваться, проявлять инициативу, поддерживать разговор, выбирать стиль.

Физическое развитие. Продолжать укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Развивать навыки движения, ритмичность движений, познакомить с новыми подвижными играми по теме проекта («Изобрази букву»). Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательной деятельности. Учить осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значение для здоровья. Учить самомассажу. Повторить правила безопасного поведения на улице. Закрепить правила дорожного движения.

Содержание работы: познавательная деятельность

1. Знакомство детей с возникновением письменности используя энциклопедии, видео материал интернета.

2. Понятие ЗВУК и БУКВА, их отличия.

3. Знакомство с гласными звуками и буквами а, о, у, ы, и, э.

4. Знакомство с согласными звуками и буквами с использованием сказки.

Сказка о звуках и буквах

Каких только сказочных стран не бывает на свете! Страна Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашей стране, у подножия вершин Грамоты живут беспокойные жители Гласные звуки. Они все разные, у каждого звука свой характер: А — радостный и весёлый, У — сердитый, О — очень любит всему удивляться, И — улыбчивый и добрый, Э — любит рассуждать и медлительный, ы — самый упрямый. (Произнося эти звуки, фиксировала внимание детей на положении губ.)

Голоса звуков звучали красиво и звонко. Ходили звуки по свету и голосисто пели свои песенки. За это их назвали гласными звуками и подарили одежду красного цвета. Они пели по одному, парами и втроём. И–И–И, О–Ы, А–Э–У!

Но однажды звуки задумались.

— У всех есть дома, а у нас нет, нам негде жить — сказали гласные звуки.

— Белки живут в дупле, — сказал звук «А».

— У медведя есть берлога, — говорит звук «И».

— Люди живут в квартирах и домах. Одни мы без постоянного места жительства, — подхватили звуки «Э» и «Ы».

Думали, думали и решили себе строить жилье. Звуки «А» и «И» нашли по три палочки.

«А» построил себе шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

Звук «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Звук «О» нашёл старое колесо и остался жить в нём. Звук «Э» нашёл треснувший ободок от колеса, пристроил внутри палочку. Домик появился и у него.

Довольные звуки долго радовались, что и у них появились дома и стали называть свои дома буквами. Люди смотрят на эти дома и знают, что в букве — домике «А» живёт звук «А», в букве «У» живёт житель — звук «У» и т. д.

А рядом в соседнем городе жили звуки которые не умеют петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели — КККК, гневались — ГГГГ, рычали — РРРРР, шипели — Ш Ш Ш, пыхтели — П П П П.

Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи.

Отгадайте загадки:

Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают,
Не будем их чистить — они заболят. (Зубы.)

Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки.)

Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык.)

Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и весёлые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

— Согласны? — улыбнулось солнышко. — Согласны. Согласны! — хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

Согласные звуки тоже придумали себе разные домики, чтобы их могли все не только слышать, но и видеть, писать. Нам надо запомнить их «домики» — буквы.

Планирование работы по проекту
Планирование работы по проекту

Развитие речи

- Чтение стихов на изучаемую букву из различных азбук, чтение рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква», стихотворение А. Барто.

- Чистоговорки и скороговорки.

- Игры «Назови слова на заданный звук», «Где спрятался звук», «Сколько звуков в слове», «Сколько букв в слове», «Запомни слова из текста на заданный звук», «Доскажи словечко», «Опиши букву, на что она похожа».

Художественно-эстетическое развитие

- Рисование букв по трафарету, по образцу, раскрашивание букв, лепка из пластилина, теста. Рисование картинок к букве.

- Аппликация букв из бумаги, ниток и другого природного и бросового материала.

- Составление из мозаики, различных видов конструктора, шнуровки.

- Складывание из палочек, кубиков, гибких бигуди, камушков, макарон.

Физическое развитие

Использование физкультминуток, пальчиковых игр, игры «Bзобрази букву».

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия в школу. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Работа с родителями
Изготовить вместе с ребенком книжку-малышку о первой букве имени или любимой букве, изготовить букву.

Ольга Воронова, воспитатель МАДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида», п.Юбилейный

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*