"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Тайны неживой природы
Всем нам, уважаемые коллеги, хорошо известно, что основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребёнок впервые попадает в мир знаний о природе. А вот дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, помогут ли окружающие ребёнка взрослые осознать её ценность, воспитать в нём эстетическое и нравственное отношение к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, и его эффективность, на мой взгляд, зависит от умелой, грамотной организации педагогом детской познавательно-исследовательской деятельности.
Самым известным и, пожалуй, самым доступным методом познавательно-исследовательской деятельности является наблюдение, т.е. умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Я познакомлю вас с особенностями организации наблюдений детей средней группы за объектами «неживой» природы, которые всегда доступны для детских наблюдений и исследований – это воздух и вода во всех её состояниях.
1. В обучении дошкольников я использую разные виды наблюдений:
- распознающее – используется мною для формирования у детей представлений о разнообразном состоянии этих объектов природы;
- длительное – проводится с целью выявления особенностей влияния воды или воздуха на другие объекты живой и неживой природы, с сезонными изменениями состояния воздуха и воды;
- сравнительное – в поле зрения детей оказываются 2-3 свойства объекта, которые необходимо сравнить;
- дедуктивное – восстановление картины недавних событий по отдельным фрагментам (например, сломанная ветром ветка, огромная лужа после дождя и др.);
- наблюдение изнутри – наблюдатель является участником наблюдаемых событий.
2. Для того чтобы активность детей не снижалась во время наблюдений, а наоборот возрастала, я придерживаюсь следующих правил:
- обязательна специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования;
- организация предметно-пространственной среды должна побуждать детей к наблюдениям (и наблюдаемые объекты природы и оборудование для наблюдений и исследований наблюдений должны быть максимально доступны каждому ребёнку).
Наличие воздуха в помещении и на улице наши воспитанники определяют с помощью пакетов, а по ладошке, которую видно сквозь пакет, дети делают вывод: воздух прозрачный. А когда воздух приходит в движение, то возникает ветер, присутствие которого и силу ветра мы вместе с детьми определяем с помощью самодельного прибора анемометра. На данном приборе размещены разные предметы – ленточки, погремушки, колокольчики, колпачки, гирлянды с цветами. Они разные по весу: одни лёгкие, другие тяжёлые.
Наши воспитанники, во время игры, с удовольствием наблюдают за мыльными пузырями, которые далеко разносит ветер, а ещё, выдыхая воздух через трубочку, они заставляют двигаться лёгкие предметы и воду приводят в активное движение (вода в стаканчиках начинает бурлить). Дети делают вывод: воздух находится и в нас.
В результате наблюдения за этим объектом неживой природы у наших воспитанников:
- повысился интерес к исследовательской деятельности и к экспериментированию;
- сформированы представления о свойствах воздуха (невидим, без запаха, без цвета), воздух заполняет всё вокруг, он подвижен;
- об источниках загрязнения воздуха, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья человека;
- сформировано экологически безопасное поведение;
- рациональное использование ресурсов (экономия энергии).
В течение лета дети наблюдают за водой с помощью прибора, который размещён на участке группы. Ребята с большим интересом проводят разные эксперименты на определение свойств воды (жидкая, без цвета, без запаха). И с большим удовольствием они играют с водой, например, пускают бумажные и игрушечные кораблики. Наблюдения и эксперименты дублируются и в холодное время года. В ходе экспериментирования наши воспитанники заметили, что вода принимает форму того сосуда, в которой была налита, а ещё вода является растворителем для некоторых веществ, например, соли и сахара. Вода может иметь разное состояние: если летом она была во всех водоёмах в жидком состоянии, то с наступлением зимы она превратилась в лёд. А вместо дождя идёт снег. Что полное ведро снега превращается в воду, но уже совсем в другом объёме, воды там оказывается совсем немного. У воды есть свойство окрашиваться, в чём наши воспитанники убедились сами. С помощью модели – снега (мелко нарезанной бумаги) дети воспроизвели хруст снега и знают, что такие звуки происходят при разрушении снежинок (иначе сказать, ломаются лучики у снежинок).
В результате наблюдения за этим объектом неживой природы у наших воспитанников:
- повысился интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию;
- сформированы представления о свойствах воды;
- сформированы умения вести наблюдения за изменениями в природе, связанными с водой;
- сформировано экологически грамотное поведение вокруг водоёмов.
Наталья Ряскова,
воспитатель, МОУ
ЦРР № 11, г. Волгоград
Рекомендуем почитать
- Рособрнадзор осенью проведёт апробацию концепции мониторинга качества дошкольного образования
- Время собирать пазлы!
- Программа внеклассных мероприятий на космический год!
- Лобанова Ольга Афанасьевна
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии