Учить ребёнка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребёнка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи. Эта задача входит как составляющая в общую задачу развития речи детей
дошкольного возраста.
Предлагаем вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) на тему: «Щенок Бимка». Пересказ текстов положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей.
Цель: формировать навыки самостоятельного связного пересказа.
Задачи:
Образовательные: учить детей точно и полно отвечать на вопросы, пересказывать короткий текст.
Коррекционно-развивающие: развивать высшие психические функции (внимание, восприятие, память), ритмическую сторону речи; закреплять сочетание речи и движения, темпа и ритма речи, подражательности движений, обогащать словарный запас; продолжать обучению диалога.
Оборудование: фланелеграф, предметные картинки щенок, ёжик, бабочка, ручей, мячи.
Ход занятия
Воспитатель проводит психогимнастику. Игра «Подари улыбку другу».
Воспитатель: Сегодня на занятии по «телевизору» (на фланелеграфе) мы увидим интересную историю, и чтобы нам узнать про кого это будет история, нам необходимо отгадать загадку.
А у нас во дворе
Он живёт в конуре.
У него баранкой хвост,
Любопытный чёрный нос.
Ушки острые флажком,
Сторожит хозяйский дом.
Лаем будит, как звонок.
Познакомьтесь, наш... (
Щенок.)
Он пока ещё маленький, но очень любопытный. (
Выставляется изображение щенка на фланелеграф.Воспитатель читает рассказ «Бимка» с целью целостного эмоционального восприятия. По ходу чтения выкладываются карточки-символы (Бимка, забор, ёжик, бабочка, ручей, Дима)
.
Убежал щенок Бимка из дома. Пролез он под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой — колется. Вдруг Бимка увидел бабочку — пёструю, красивую, разноцветную и побежал за ней. Бежал, бежал, да и упал в ручей. Испугался Бимка — запищал, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут Бимка услышал голос: «Бимка, Бимка, где ты?». Это бежал и кричал Димочка — хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, посадил за пазуху и понёс домой.
Воспитатель: Все ли слова в рассказе понятны вам, ребята? Как вы понимаете значение слова «Суша?».
Дети: Суша — это земля.
Воспитатель: А как понять «посадил за пазуху»? (
Ответы детей.) За пазуху — это пространство между грудью и прилегающей к ней одеждой. Объясните мне, что значит «тронуть»? (
Тронуть — прикасаться к чему-нибудь.) А покажите, как Бимка мог отряхнуться? (
Дети показывают.)
Отряхнуться значит сбросить с себя что-нибудь сыпучее (снег, песок, капли воды).
Воспитатель: А теперь давайте поговорим, что мы узнали из рассказа. Ответьте на мои вопросы! (
Беседа по содержанию рассказа. На все вопросы дети отвечают полными предложениями).
- Откуда убежал щенок?
- Как его звали?
- Как щенок оказался на поляне?
- Где он пролез?
- Кого щенок увидел на поляне?
- Какой был ёжик?
- Кто летал над поляной?
- Какая была бабочка? (3 определения)
- Почему щенок свалился в ручей?
- Почему щенок запищал?
- Куда он выскочил?
- Что Бимка услышал?
- Кто это был?
- Куда Димочка посадил щенка?
- Куда понёс?
Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы ответили. Давайте теперь отдохнём, погуляем сами на полянке. (
Физкультминутка.)
Мы по лугу прогулялись

И немножко запыхались. (
Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём,
Упражнения начнём.
Руки в стороны, вперёд, (
Развели руки в стороны, вперед)
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, (
Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем (
Хлопаем в ладоши.)
И ногами топаем! (
Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали! (
Шагаем на месте.)
Какие вы молодцы! А теперь мы опять возвращаемся на наши места.
Воспитатель: Пожалуйста, Петя, из этих картинок выбери героев рассказа, выложи их в строгой последовательности появления в рассказе. Про кого сказано сначала,про кого потом. (
Щенок — ёжик — бабочка — ручей — мальчик.) А теперь давайте расскажем, какие у нас герои. (
Подбор прилагательного к существительному.)
Какой Бимка? (
Маленький, смешной, беспомощный, слабый, шустрый, красивый.)
Какой ёжик? (
Колючий, серый, маленький, остроносый и т.д.)
Какая поляна? Бабочка? Какой Дима? Ручей?
Пока мы с вами играли, все предложения в рассказе перепутались. Давайте послушаем что получилось. (
Воспитатель читает рассказ, перепутывая предложения.) Надо героям нашим помогать — всему в рассказе на место встать! (
Далее воспитатель с детьми составляют схему для пересказа. Затем ребята по очереди восстанавливают рассказ, опираясь на предметные картинки.)
Воспитатель: Вот какой интересный рассказ мы с вами послушали. Давайте прощаться с нашим щенком Бимкой. Что мы ему можем пожелать? (
Ответы-пожелания детей.)
Елена Акулова, учитель-логопед ДО «Пятницкая», г.Москва
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Комментарии (0)