Учимся пересказывать

Учить ребёнка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребёнка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи. Эта задача входит как составляющая в общую задачу развития речи детей Учимся пересказыватьдошкольного возраста.

Предлагаем вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) на тему: «Щенок Бимка». Пересказ текстов положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей.

Цель: формировать навыки самостоятельного связного пересказа.

Задачи:

Образовательные: учить детей точно и полно отвечать на вопросы, пересказывать короткий текст.

Коррекционно-развивающие: развивать высшие психические функции (внимание, восприятие, память), ритмическую сторону речи; закреплять сочетание речи и движения, темпа и ритма речи, подражательности движений, обогащать словарный запас; продолжать обучению диалога.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки щенок, ёжик, бабочка, ручей, мячи.

Ход занятия

Воспитатель проводит психогимнастику. Игра «Подари улыбку другу».

Воспитатель: Сегодня на занятии по «телевизору» (на фланелеграфе) мы увидим интересную историю, и чтобы нам узнать про кого это будет история, нам необходимо отгадать загадку.

А у нас во дворе
Он живёт в конуре.
У него баранкой хвост,
Любопытный чёрный нос.
Ушки острые флажком,
Сторожит хозяйский дом.
Лаем будит, как звонок.
Познакомьтесь, наш... (Щенок.)

Он пока ещё маленький, но очень любопытный. (Выставляется изображение щенка на фланелеграф.Воспитатель читает рассказ «Бимка» с целью целостного эмоционального восприятия. По ходу чтения выкладываются карточки-символы (Бимка, забор, ёжик, бабочка, ручей, Дима).

Убежал щенок Бимка из дома. Пролез он под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой — колется. Вдруг Бимка увидел бабочку — пёструю, красивую, разноцветную и побежал за ней. Бежал, бежал, да и упал в ручей. Испугался Бимка — запищал, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут Бимка услышал голос: «Бимка, Бимка, где ты?». Это бежал и кричал Димочка — хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, посадил за пазуху и понёс домой.

Воспитатель: Все ли слова в рассказе понятны вам, ребята? Как вы понимаете значение слова «Суша?».

Дети: Суша — это земля.

Воспитатель: А как понять «посадил за пазуху»? (Ответы детей.) За пазуху — это пространство между грудью и прилегающей к ней одеждой. Объясните мне, что значит «тронуть»? (Тронуть — прикасаться к чему-нибудь.) А покажите, как Бимка мог отряхнуться? (Дети показывают.)
Отряхнуться значит сбросить с себя что-нибудь сыпучее (снег, песок, капли воды).

Воспитатель: А теперь давайте поговорим, что мы узнали из рассказа. Ответьте на мои вопросы! (Беседа по содержанию рассказа. На все вопросы дети отвечают полными предложениями).

- Откуда убежал щенок?

- Как его звали?

- Как щенок оказался на поляне?

- Где он пролез?

- Кого щенок увидел на поляне?

- Какой был ёжик?

- Кто летал над поляной?

- Какая была бабочка? (3 определения)

- Почему щенок свалился в ручей?

- Почему щенок запищал?

- Куда он выскочил?

- Что Бимка услышал?

- Кто это был?

- Куда Димочка посадил щенка?

- Куда понёс?

Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы ответили. Давайте теперь отдохнём, погуляем сами на полянке. (Физкультминутка.)

Мы по лугу прогулялись
Учим ребёнка рассказывать и пересказыватьИ немножко запыхались. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём,
Упражнения начнём.
Руки в стороны, вперёд, (Развели руки в стороны, вперед)
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем (Хлопаем в ладоши.)
И ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

Какие вы молодцы! А теперь мы опять возвращаемся на наши места.

Воспитатель: Пожалуйста, Петя, из этих картинок выбери героев рассказа, выложи их в строгой последовательности появления в рассказе. Про кого сказано сначала,про кого потом. (Щенок — ёжик — бабочка — ручей — мальчик.) А теперь давайте расскажем, какие у нас герои. (Подбор прилагательного к существительному.)

Какой Бимка? (Маленький, смешной, беспомощный, слабый, шустрый, красивый.)

Какой ёжик? (Колючий, серый, маленький, остроносый и т.д.)

Какая поляна? Бабочка? Какой Дима? Ручей?

Пока мы с вами играли, все предложения в рассказе перепутались. Давайте послушаем что получилось. (Воспитатель читает рассказ, перепутывая предложения.) Надо героям нашим помогать — всему в рассказе на место встать! (Далее воспитатель с детьми составляют схему для пересказа. Затем ребята по очереди восстанавливают рассказ, опираясь на предметные картинки.)

Воспитатель: Вот какой интересный рассказ мы с вами послушали. Давайте прощаться с нашим щенком Бимкой. Что мы ему можем пожелать? (Ответы-пожелания детей.)

Елена Акулова, учитель-логопед ДО «Пятницкая», г.Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*