Умение решать конфликтные ситуации

Семинар-практикум для педагогов по выходу из конфликтных ситуаций.

Цель: формирование представлений о способах выхода из конфликта и развитие навыков конструктив­ного поведения в Умение решать конфликтные ситуацииконфликтных ситуациях.

Задачи:

  • знакомить со способами поведения в конфликте;
  • способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;
  • отрабатывать стратегии решения повседневных конфликтов.

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, музыка расслабляющая, памятки, карточки с стилями выхода из конфликта, тест на каждого педагога.

Ход семинара

Психолог: Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. При своей негативной окраске, конфликт выполняет и позитивную функцию: способствует полу­чению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояс­нить отношения. (Упражнение «Яблоко и червячок».) Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое – все любуются вами, восхищаются. Вдруг подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Психолог: Всё-таки необходимо уметь предотвра­щать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Я вам хочу привести пример из книги «Исторические анекдоты из русской жизни».

Однажды министр юстиции Иван Дмитриев предста­вил Александру I дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:

– Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и кончено!

– Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить. Алек­сандр, подумав немного, возразил:

– Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император всё-таки прощу, но как человек затаю злобу.

Психолог: Так поступал Александр I, чтобы избе­жать конфликтов. Для того чтобы узнать, как поступа­ете вы, проведём тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации». (Проводится тестирова­ние.) А теперь перед вами задание «Праздничный пирог».

Представьте, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным

шоколадными фигурками, дольками засахаренных фрук­тов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы себя поведёте? Выберите вариант:

  • попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка».);
  • разрежете сами, на своё усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула».);
  • учтёте пожелания гостей, себе возьмёте кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок».);
  • постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотруд­ничество «сова».);
  • скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса».)

Стратегии поведенияПсихолог: Наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликт­ной ситуации, проанализируйте свои ответы из упражне­ния «Яблоко и червячок». Какая вами применялась стратегия?

Психолог: Разделитесь, пожалуйста, на пять групп, каждой группе я раздам карточки со стилями выхода из конфликта. Вам надо написать письмо Незнайке от Знайки с отказом ему в полёте на Луну, в том стиле поведения в конфликте, который вам попался. Другие должны угадать, какой это стиль. (Выполнение упражнения.)

Психолог: Давайте совместно подумаем о том, как лучше всего выходить из конфликтной ситуации. И составим себе памятку.

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситу­ации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя останавливаться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Психолог: А теперь каждому участнику нашего семинара предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.

Психолог: Какие выводы можно сделать после проведения нашего семинара? Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки. Часто бывает трудно найти устраива­ющее всех решение, но это единственный путь разреше­ния конфликта. Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружаю­щими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем.

Ольга Выдра, педагог-психолог МБДОУ ЦРР

Д/с «Алёнушка», Респ. Хакасия, р.п. Усть-Абакан

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*