Вальдорфская педагогика

Продолжая серию статей о разнообразных методиках обучения и воспитания, предлагаю поговорить о системе Вальдорфская педагогиканемецкого педагога Рудольфа Штайнера.

Послевоенный кризис начала двадцатого столетия ознаменовал собой поиски новых средств решения социо-культурных проблем жизни общества. Выход из сложившейся ситуации Рудольф Штайнер (немецкий педагог, философ, основатель антропософии) видел в создании школы, где отсутствовали бы барьеры по социальным или материальным классам. Такая школа была открыта в Штутгарте в 1919 году. Учениками, ступившими на порог нового учебного заведения, являлись дети сотрудников фабрики Вальдорф-Астория, которая взяла на себя большую часть расходов на её содержание. От названия фабрики и произошли термины «вальдорфская педагогика», «вальдорфская школа» как система и «вальдорфская кукла» (подробнее о которой можно почитать здесь). Сохраняя идеи создателя, двери школы через какое-то время открылись для всех, без исключения.

Гуманное отношение к детству, постепенное и неспешное, а главное гармоничное развитие эмоций, интеллекта, воли, физического развития и социальных навыков личности ребёнка – основные идеи вальдорфской педагогики. На дошкольном этапе приоритетно физическое развитие личности ребёнка, а познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств, поэтому основной метод обучения — имитация. В младшем и среднем школьном возрасте работа педагогов выстроена на поэтапном развитии памяти, эмоционально-волевой сферы и образного мышления школьника. Здесь используются различные методы театрализации и творческие игры. В старшем школьном возрасте в состав учебного материала входят точные науки, ведётся работа с абстрактным мышлением учащегося и только на этом этапе начинается оценивание успеваемости ученика.

Школьное обучение стартует с семи лет и продолжается двенадцати лет. Классы обычно малочисленны. Принцип подражания, преемственности и личного примера учителя, а также равенства и некритичного отношения между учениками приводит к наиболее полному раскрытию личности и способностей каждого выпускника вальдорфской школы.

Вальдорфская педагогика в сравнении с классической концепцией обучения детей в школе имеет ряд особенностей.

Положительные аспекты вальдорфской педагогики:

  • Дружеская атмосфера домашнего уюта.
  • Тесное взаимодействие с родителями и их регулярное консультирование.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику (за счёт малочисленности классов).
  • Нетрадиционные формы обучения.
  • Запрет на ранее развитие. Детей обучают чтению и письму только после второго класса, в приоритете рисование, музыка, эмоциональное развитие, которые позже помогут изучать абстрактные предметы.
  • Изучение двух иностранных языков с первых классов (но в игровой форме).
  • Отказ от учебников (они используются лишь в старших классах и применяются в качестве дополнительной литературы по Вальдорфская школаосновным предметам).
  • Отсутствие оценок вплоть до старшей школы, что поддерживает у ребёнка интерес к учёбе.
  • Отсутствие домашних заданий.
  • Развитие личности, эмоций, внутреннего мира ученика позволяет педагогу помогать детям воплощать свои идеи в жизнь.
  • Школьники с раннего возраста знакомятся с мировой культурой с помощью костюмированных постановок праздников, посвящённых различным обычаям и верованиям народов мира.
  • Особое внимание уделяется экологической обстановке самой школы. Здесь всё из натуральных материалов и естественных природных цветов.
  • Дети воспитываются таким образом, чтобы использовать полученные навыки на практике, развиваются качества самостоятельного критического мышления, детей приучают к дисциплине и самоконтролю. Занятия творчеством чередуются с ручным трудом и физическими упражнениями, что позволяет распределять нагрузку плавно и гибко, не переутомляя ребёнка.

Отрицательные аспекты вальдорфской педагогики:

  • Обучение длится двенадцать лет.
  • Сложность оценки родителем успеваемости своего ребёнка из-за отсутствия оценочной системы.
  • При переводе ребёнка в «классическую» школу, в которой общеобразовательная программа опережает вальдорфскую, учащийся переводится на класс ниже.
  • Попадая в обычную школу, детям трудно адаптироваться в процессе стандартного школьного образования, возникают трудности с дисциплиной и поведением.
  • Ориентация на познание гуманитарных наук.
  • Оперирование эзотерическими понятиями, некоторые методисты считают этот приём несколько странным и непредсказуемым для интеллекта и психики ребёнка.
  • Высокая стоимость обучения (в Москве она достигает 230 000 рублей в год).
  • Некое давление на семью в связи с просьбами педагогов придерживаться выбора экологических вещей и игрушек для ребёнка и сведения к минимуму пользования гаджетов, различных радиоуправляемых игрушек, а также просмотра мультсериалов.

Просчитав перечисленные особенности, вы можете более осознанно принять решение: подходит ли данная школа вашему ребёнку или нет. Успехов в этом нелёгком выборе!

Екатерина Ершова, воспитатель,
МДОУ 6, г. Жуковский

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*