Весь мир в коробке!

Сюжетно-ролевые игры начинают интересовать ребёнка примерно с 4-х лет и дальше доминируют в игровой деятельности вплоть до раннего подросткового возраста. Сегодня малыш играет в водителя, завтра в пилота, через неделю он спасатель. И для каждой игры ему нужны соответствующие сюжету игрушки. Как же поступить: учить использовать малыша предметы-заменители или покупать разнообразные узко тематические игровые наборы?

Я думаю, многим родителям знакома проблема: малыш клянчит: «Во что поиграть? Мне скучно!». И взрослые обязательно должны найти ему увлекательное занятие, занять идеей, вдохновить на игру. Именно сюжетно-ролевая игра очень и очень полезна для развития малыша, недаром она столько времени занимает подрастающего человека. В различных сценариях подобных игр ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми, примеряет на себя разнообразные социальные роли, проигрывает и закрепляет свои знания о мире взрослых. Посмотрите, сколько же задач у такой, казалось бы, простой игры, например, в «магазин»!

Почему же возникают моменты, когда ребёнку не во что играть? Известно, что дети не терпят однообразия. И когда одна из профессий, один сюжет уже проигран в различнейших ситуациях, в разных характерах, он становится неинтересен. Учителем ребёнок уже был, водителем тоже, так во что же поиграть? Жизненный опыт детей невелик, о существовании множества профессий, о разных функциях, которые выполняют люди, они даже и не догадываются. Задача взрослого — расширить границы представления детей о мире. И Играем в магазинсделать это можно как раз через востребованную, в дошкольном возрасте, игру.

Итак, ура, ребёнок заинтересовался профессией лесника. Но как в него играть? Что делает человек такой загадочной профессии? Или, например, в кино показывали переправу, родитель описал малышу, каким образом большой-пребольшой паром загружается машинами, людьми, а потом плывёт, перевозит их. Как в такое не поиграть?! Для любой сюжетно-ролевой игры нужны игрушки! Игрушки, соответствующие теме, являющиеся непременным атрибутом той или иной профессии, ситуации. И, если малыш хочет играть в пожарника, то взрослый, наверняка, посоветует ему надеть на голову шапку-шлем, взять в руки длинный поясок, верёвку — пожарный шлаг и отправиться спасать любимые игрушки. То есть посоветует использовать для игры предметы-заменители.

Палочка-игрушка

Психологи в один голос утверждают: ребёнка надо учить пользоваться предметами-заменителями. Это прямая задача взрослого. Не просто отмахнуться и сказать «сам придумай», а показать, как по-разному можно взглянуть на привычные вещи. Опыт показывает: стоит только дать малышу пару примеров, как он с детской фантазией впоследствии без труда сам найдёт среди обыденных предметов волшебные игрушки на любой случай. Такая игра с воображаемыми предметами помогает ребёнку развить отвлечённое мышление, креативность, актуализирует поисковую деятельность. Педагоги отмечают: если ребёнок умеет заменять недостающие в игре предметы бытовыми вещами, обыгрывать их, это свидетельствует о высоком уровне развития малыша. Согласитесь, для таких мыслительных операций ребёнок должен уметь обобщать предметы, проводить аналогии, сопоставлять, выявлять общее и частное. Крайне полезные умения для дальнейшей жизни и учёбы. И самое главное, тогда практически любой сюжет, любая игра осуществима. Сегодня я лесник: расставил по комнате стулья-ёлочки, взял с кухни скалку-топор и отправился осматривать свои владения! Кроме ярко выраженной пользы для развития малыша предметы-заменители ещё и существенно оберегают родительский кошелёк. Обычно в любом доме находится достаточно разнообразных бытовых предметов, чтобы удовлетворить потребности малыша.

Наборы для сюжетных игр

Однако дети всегда очень хорошо чувствуют грань между реальным и воображаемым. И реальное для них всегда ценнее. Устраивать сражение с «настоящим» пластмассовым мечом гораздо интереснее, чем с палкой. Погружение в игру больше. Вот почему у детей всегда так загораются глаза при виде наборов для сюжетных игр. Дома он играет в «кухню» используя бумажки, счётные палочки, колпачки, режет всё это «понарошку». А тут в наборе маленькие, но точные копии продуктов, которые зачастую ещё и можно «порезать» — разобрать на части. Конечно же, это вызывает восторг у детей!

Обилие сюжетных наборов и игрушек поражает даже взрослого. Можно найти что угодно: от привычных наборов детских продуктов до аппарата, имитирующего медицинский рентген, УЗИ и капельницу, совмещённые все вместе!

Почему детям нравятся такие наборы, мы разобрались. Но несут ли они в себе такую же пользу как игрушки-заменители? И психологи вновь скажут: «Несут». Только не совсем такую. Сюжетные игрушки призваны расширять кругозор детей. Как малыш может вообразить себе грузовую баржу и подобрать к ней предмет-заменитель, если он никогда не видел, что это такое? А теперь дайте ему игрушку — большой кораблик, внутрь которого может заехать маленькая машинка, и малыш готов играть. Он увидел, на что это похоже, понял различие размеров, принцип действия. Вскоре в кораблике будут кататься мелкие игрушки, а к нему рядом присоединится коробка, которая сыграет роль второй грузовой баржи. Ребёнок не может вообразить то, чего он никогда не видел, а в силу своего небольшого жизненного опыта видел он немногое. И вот тут-то нам помогают игровые наборы. Часто даже обычные бытовые ситуации и взаимодействия с предметами ребёнку недоступны: он не может резать что-то ножом, стоять рядом с включённой плитой, исследовать работающий пылесос. Вопросами безопасности не пренебрегает ни один родитель, а малышу хочется всё познать, покрутить, попробовать себя в роли взрослого, занятого домашними делами. И снова выручают сюжетные игрушки. Обычно они имеют мелкую детальную проработку: всё можно покрутить, повертеть, понять для чего эти кнопочки. Выходит, чем больше у ребёнка таких игрушек, Весь мир в коробкетем больше сюжетов он может разыграть, тем лучше он узнаёт как вести себя в различных ситуациях, тем больше удовольствия от игры он получает.

Две стороны двух медалей

Получается, что игры с предметами-заменителями, хоть и полезны для развития, однако всегда ограничены знаниями ребёнка, шириной его кругозора. У малыша уходит достаточное количество времени на то, чтобы организовать себе игру: подобрать подходящие предметы, условится — какие вещи, что обозначают. И только после этого он может включиться в сам сюжет. Зачастую ребёнку просто надоедает фантазировать и придумывать, он хочет просто играть с конкретными вещами.

Игры с сюжетными наборами ограничиваются только их наличием или отсутствием. Малыш не тратит время на подготовку и сразу же включается в игру. Детализированность игрушек доставляет ребёнку радость и дополнительные сведения о предметах.

Можно сказать, что мы разобрались в этом вопросе? Однако не всё так просто. К уже упомянутым достоинствам сюжетных игрушек неизменно примешиваются недостатки. Специалисты говорят, что постоянное использование игрушек, копирующих конкретные вещи, существенно снижает способность детей к творчеству. И если не научить малыша воображать и фантазировать сейчас, то умения могут так никогда не развиться. И это не только скажется на художественной деятельности. Воображение нужно при чтении любой книги, отвлечённое мышление — при решении любой задачки. Согласитесь, мы вовсе не хотим лишить своих детей таких нужных навыков. Кроме того, сюжетные игрушки имеют определённый размер, цвет, не для любой игры они могут подходить. Например, набор с продуктами хорош для игры сам по себе. Малыш режет, готовит, сервирует. Но накормить куклу Барби он не может, так как небольшая кукла никак не соотносится с крупной едой. Ребёнок понимает эти соответствия, игра дальше не строится. И потому для такой еды, для организации чаепития ему нужны только большие куклы и игрушки. Выходит, что круг употребления сюжетных игрушек очень ограничен. Они плохо входят в другие игры ребёнка. А иметь тысячу наборов на любой жизненный сюжет родители вряд ли могут себе позволить.

Расширять знания ребёнка о мире и радовать его очередным набором для сюжетных игр или организовывать досуг ребёнка с помощью воображаемых вещей, привлекая бытовые предметы-заменители? Как найти компромисс в этой дилемме? Как не навредить ребёнку, суметь развить его творческие способности и углубить жизненный опыт? Вероятно не должно быть крайностей, маятник не должен раскачиваться слишком резко, везде нужно соблюдать меру, давать дозированную информацию в соответствии с возрастом ребёнка, а также не ограничивать возможность использовать творческий потенциал.

Уважаемые читатели!
Как обычно, мы ждём ваши отклики. Нам интересны самые разные ваши мнения. Как решаете этот вопрос вы: играет ли ваш ребёнок с предметами-заменителями или предпочитает конкретные сюжетные игрушки? Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i-igrushki.ru.

Екатерина Ушакова, выпускающий редактор

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*