"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Весёлые числа
Цель: сформировать знания о составе числа 10 из единиц, познакомить с цифрой 0, её месте в числовом ряду, повторить и закрепить ранее усвоенные знания.
Образовательные задачи: познакомить детей с составом числа 10 из единиц и с цифрой 0.
Развивающие задачи: продолжать учить находить предыдущее число к названному; уточнить представления о весе при сравнении предметов; продолжать формировать представления о временных отношениях.
Воспитательные задачи: совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение; создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Наглядность и оборудование: картинки с изображением времён года, мячика и матрёшек, карточки с цифрами от 0 до 9, девять карточек с изображением грибов, цветные круги (по 10 штук для каждого ребёнка), магнитная доска, 3 непрозрачных ведёрка с разным количеством гороха.
Ход деятельности
(Дети сидят за столами.)Воспитатель: Доброе утро, ребята! Какой сегодня день недели?
Дети: Четверг.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А какой он по счёту?
Дети: Четвёртый.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с составом числа 10 и цифрой 0. (Проводится игровое упражнение «Назови число», цифры изображаются на экране.) Ребята, посмотрите на экран и посчитайте цифры. (Дети считают.) Как по-другому ещё можно посчитать эти цифры?
Дети: Можно посчитать обратно.
Воспитатель: Да, такой счёт называется «обратный». Ребята, у числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите число, которое стоит перед цифрой пять, затем последующее; теперь назовите число, которое стоит после цифры 6, и предыдущее. (Проводится пальчиковая гимнастика: «Пальчики».)
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять –
Веселятся все.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрёшки, давайте посчитаем их. (Демонстрация матрёшек на интерактивной доске.) Для матрёшек мы сделаем бусы. У вас на столах лежат фигуры. Из каких фигур можно сделать бусы?
Дети: Из кругов.
Воспитатель: Сделаем нашим матрёшкам украшения. Бусы должны состоять из 10 бусинок. (Дети выполняют задание. Педагог уточняет «Сколько бусинок взяли? Какие они по цвету? Как составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»)
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 9. Разложите их в порядке увеличения. (Дети выполняют задание и проверяют с опорой на экран.)
Воспитатель: Посмотрите, сколько кругов на экране.
Дети: девять кругов.
Воспитатель: Ребята, покажите такую карточку с цифрой. (Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра 0».) Поставьте пальчик и в воздухе обведите цифру 0. (Воспитатель читает стихотворение.)
Ноль похож на сто предметов –
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку
И на лысую макушку. (А. Усачёв)
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадку.
Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи? (Дети рассуждают и отвечают. Проводится игровое упражнение «Мишкина каша». На столе стоят три ведёрка с разным количеством пшена.)
Воспитатель: Ребята, вспомните рассказ Н. Носова «Мишкина каша». У мальчиков в рассказе получилось очень много каши, потому что они неправильно отмерили пшено. У меня 3 ведёрка с пшеном. Найдите ведёрко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжёлым и не самым лёгким. Вам нужно сравнить два ведёрка по весу, взяв их в руки. Тяжёлое ведро поставьте на стол. Теперь то, что легче ведёрко сравните с третьим. Снова тяжёлое ведро поставьте на стол, а легкое ведёрко сравните с первым и со вторым ведром попарно. Расставьте их в возрастающем порядке. Из трёх ведёрок выберите не самое тяжёлое и не самое лёгкое. (Проводится игровое упражнение «Что сначала, что потом?». На столе разложены картинки с изображением времён года. Воспитатель читает отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идёт речь, и найти соответствующие иллюстрации.)
Воспитатель: Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанёс.
Дети: Зима.
Воспитатель: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Дети: Весна.
Воспитатель: Оно к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком. (В. Берестов)
Дети: Лето.
Воспитатель: Она золото роняет,
Холод пташек угоняет.
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на тёплый юг. (О. Иваненко)
Дети: Осень. (Проводится дидактическая игра «Назови соседей». Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги. Например: «За осенью наступает зима, а перед летом – весна» и так далее.)
Воспитатель: Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…
Дети: Лето.
Воспитатель: Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Дети: Осень.
Воспитатель: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: Зима
Воспитатель: Ребята – молодцы, занимались хорошо! Теперь вы знаете про цифру 0 и где она стоит в числовом ряду.
Юлия Абрамова, воспитатель I кв. кат.
МАДОУ ЦРР д/с №5 «Ромашка»
г. Ивантеевка, Московская область
- Комментарии