"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Волшебные шнурочки
Дети рождаются, для того чтобы мы любя их воспитывали, готовили к самостоятельной жизни. Все родители и педагоги понимают, какая это большая ответственность. Нужно много душевных сил и труда вложить в маленького человека, чтобы он приобрёл необходимые знания и умения. Но наибольшие затруднения испытывают дети с нарушением зрения. Слабовидящие дети отстают от нормально видящих детей, у них нарушена правильность узнавания, специфичность восприятия, для них свойственно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания способствует его результативности.
Одной из важных задач обучения является возможность ребёнка с нарушением зрения пользоваться всеми его сохранными органами чувств: остаточное зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Так зачем же нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности?
Наше ДОУ посещают дети с тяжёлой патологией зрения и дети-инвалиды. Уже на протяжении 4-х лет коллектив детского сада внедряет технологии В.В. Воскобовича. Работая с большим разнообразием этих пособий, мы в нашей группе выделили «Шнур-малыш». Учёными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, даёт незрячему всё, что даёт нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.
Игра «Шнур-малыш» – это одно из средств развития мелкой моторики и осязания как у слепых детей, так и у детей слабовидящих. Помогает в решении такой задачи, как развитие изолированных движений пальцев рук и кистей, отработки ручной и пальцевой моторики (отработка силы нажима пальцев, отработка действий двух пальцев (большого и указательного), отработка действий трёх пальцев, одновременная отработка действий всех пальцев и отработка действия двумя руками). А интересная сказочная история про знаменитого факира Филимона Коттерфильда, который передаёт секреты своей магии, заинтересовывает ребёнка. Все приключения персонажей происходят в Фиолетовом лесу. Различные герои помогают детям научиться чертить схемы и создавать узоры с помощью волшебного щита (дощечка) и змей (шнурки). Шнур может огибать кнопку, закручиваться вокруг кнопки, «нырять» и «выныривать» сквозь кнопку.
Очень тяжело усидеть ребёнку, выполняя трудные замысловатые задания взрослого. Но вот перед нами в городе Говорящих Попугаев сам факир Филимон Коттерфильд показывает новое представление. На улицах всего города тут и там появляется новая афиша: «Самый знаменитый на весь Фиолетовый лес факир Филимон Коттерфильд! С новой увлекательной программой. Дикие животные в миг становятся ручными. В программе множество новых невиданных узоров! Самые низкие цены! А самым смелым и сильным вход бесплатно!».
И вот вечернее представление в Фиолетовом лесу. На цирковой арене знаменитый факир Филимон Коттерфильд. Он берёт в руки свой щит и поднимает его над головой. И тут на его щит бросается злая змея и шипит. Все замирают в ожидании и страхе. Но факир Филимон не растерялся, он взмахивает своим волшебным жезлом, и змея трусливо заползает. Зал рукоплещет герою Коттерфильд. Но тут снова появляется эта гадюка. И снова наш фокусник не растерялся и ещё один взмах жезлом, и она трусливо ползёт по прямой дорожке и снова уползает. Все вздыхают с облегчением рукоплеща герою. Филимон Коттерфильд – самый смелый и чудесный маг. Но никто даже самый отважный зритель не догадывается, что Коперфильд частенько планирует и репетирует свои представления.
Наши дети с замиранием сердца внимательно следят за происходящим и с радостью выполняют новые задания фокусника-волшебника. И графический диктант, такой сложный для детей с нарушением зрения, становится не таким трудным.
Так же помимо героя Филимона Коттерфильд мы используем в своей работе и других персонажей Фиолетового леса. Так появилась сказка про Фифу: «Однажды на поляне Фиолетового леса появляется красавица Гусеница Фифа, у которой были красивые бусы. Когда она играла на полянке, задела за травину, и её бусы рассыпались. А вредина Незримка Всюсь их заколдовал и сделал невидимыми. И теперь наша Фифа расстроенная и очень грустная никак не может найти свои бусинки. – Ребята, если мы с вами поможем найти и расколдовать бусинки, то наша Фифа снова станет самой красивой в Фиолетовом лесу. Дети с удовольствием помогают красавице Фифе. – Какой формы бывают бусинки? Предлагаем детям выложить при помощи «Шнура-малыша» геометрическую фигуру. Каждый ребёнок делает свою фигуру, называет её и у Гусеницы Фифы появляется одна бусинка за другой. «Как хорошо снова собрать свои бусы», – подумала Фифа. Она благодарит за их доброту, отзывчивость и дарит им цветные карандаши для создания новых разноцветных и красивых бус. Дети говорят спасибо и прощаются с понравившимся персонажем». В процессе работы дети не только развивают мелкую моторику, но также закрепляют цвета и геометрические фигуры.
Сначала знакомство со шнуром происходит индивидуально. Ребёнок обследует основу, шнур, определяет свойства предмета (планшет деревянный, кнопка металлическая, шнур тканевый), знакомится с понятиями «нырнуть», «вынырнуть», «огибать». В дальнейшем работа идёт по подгруппам (от 2-х до 6-ти человек). Взрослый и ребёнок действуют от лица персонажа и помогают ему в решении проблемных ситуаций и логических задач, и отвечают на различные вопросы.
Слепой ребёнок, в основном, не любит брать в руки новые, незнакомые вещи. Его приходится постоянно «подталкивать», тормошить. Понятно, что это надо делать! Но на начальном этапе занятий с ребёнком, чтобы не вызвать у него негатив, лучше предложить какую-то одну игру со множеством вариантов. И мы для этого используем «Шнур-малыш». Основа у него небольшая, позволяет ребёнку накрыть двумя руками и «увидеть границы». Сразу идёт знакомство с геометрической фигурой и величиной (форма планшета), её сторонами и углами. Прощупываются и сравниваются стороны. Это надо для того, чтобы в дальнейшем менять положение основы. Возьмите «Шнур-малыш» так, чтобы вверху и внизу были длинные стороны, а слева и справа – короткие. Наличие кнопок-отверстий и их расположение на планшете помогают ребёнку понять, что такое ряд, строка и столбик, что они должны быть прямыми. Например, предлагаем ребёнку в «тёмных очках» обследовать геометрическое тело, и после этого он должен соотнести фигуру и выложить её на «Шнуре-малыше». Важно научить ребёнка самому определять свою моторную свободу, удобное положение корпуса и рук. В дальнейшем, этот навык незаменим при изучении шрифта Брайля.
При работе со «Шнуром-малышом» участвуют все мышцы кисти руки. Ребёнку надо не только продеть в отверстие шнур, но и удержать планшет в одном положении и проконтролировать натяжение, что для него непросто.
Следующим этапом идёт диктант. Ребёнок, используя полученные знания, отсчитывая кнопки-отверстия, вышивает объект и определяет его. После этого переходим к знакомству со стрелочками. Слепому ребёнку тяжело даётся перенос задания. Приходится класть планшет, запоминать, а потом ещё и контролировать. При этом не стоит забывать, что зрячему достаточно посмотреть. А вот у слепого выбор – положить на стол, но где гарантия, что всё не распустится. Или удерживая планшет и контролируя шнур одной рукой, другой контролировать правильность. Мы учим работать обеими руками!
Как усложнение, просим ребёнка самого придумать задание для взрослого и сказочного героя, а потом проверить результат. Сначала у ребёнка под рукой планшет в помощь, затем по памяти и воображению. В дальнейшем взрослый самоустраняется, давая возможность детям взаимодействовать друг с другом в игре со «Шнуром-малышом». Эта игра развивает у ребёнка внимание, мышление, память, воображение, умение ориентироваться в микро-пространстве.
Во время работы со слепыми детьми мы столкнулись с такой проблемой, как трудность в определении верха и низа у листа бумаги, фланелеграфа. Лево-право – понятно, а почему верх впереди – никак. Начали играть со шнуром. Брали планшет вертикально, вышивали фигуру, определяли верх-низ и клали планшет на стол.
Старшие дети знакомятся со «Шнуром-затейником». У детей формируются навыки чтения схем, на игровом поле легко «вышиваются» буквы и несложные слова. Происходит автоматизация звуков с помощью игры «Шнур-затейник» или «Шнур-малыш», закрепляется правильное произношение поставленного звука в словах, словосочетаниях, предложениях. Шнурами можно «написать» цифру и легко превратить её в другую, складывать и вычитать, решать примеры, сравнивать (больше, меньше), уравнивать, выполнять манипулятивные действия. Например, ребёнку предлагается выполнить задание: взрослый даёт «Шнур-затейник», на котором изображена геометрическая фигура (квадрат) из шнура другой фактуры для тактильного ощущения. На ребёнка одеваются «тёмные очки», просим узнать, какая это фигура. Затем даётся шнур и предлагается сделать такую же фигуру. После выполненного задания ребёнок проводит анализ и синтезирует полученный результат. Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как не покажется это странным для некоторых родителей, нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них дефектное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.
В работе с такими детьми мы используем «тёмные очки» для включения в работу всех сохранных анализаторов ребёнка. Нашим детям очень это интересно, ведь они выполняют не задания взрослого, а сам ребёнок непосредственно учувствует в волшебстве и помогает герою. А навыки тонкой моторики позволяют ребёнку на равных со зрячими участвовать в играх и способствуют повышению самооценки ребёнка, так как дают возможность приобрести социальный опыт.
Ольга Косолапова, зам. директора по ВОР,
Елена Седышева, учитель-дефектолог,
МАДОУ – детский сад № 3 «Радуга»,
г. Балаково, Саратовская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии