"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Я – семья – род – народ
(Воспитатель приветствует родителей, сообщает тему собрания, её цель: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, обращает внимание присутствующих на программу собрания.)
Воспитатель: Нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьёй. Для ваших детей детский сад становится вторым домом. Воспитатели в течение дня стараются заменить детям родителей. Так что на пять лет все мы, как говорится, «сродняемся» и живём общими заботами и радостями. Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на четыре группы (называет и ставит на стол символы): «Малыши»; «Дети»; «Родители»; «Бабушки и дедушки».
Воспитатель: Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Воспитывая ребёнка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком. Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие духовные понятия. Выполним несколько упражнений.
«Мудрые мысли». На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.
«История фамилии». Участники собрания рассказывают о своей фамилии.
Воспитатель: Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из употребления. Вспомните, как Пушкин описывал любимую героиню: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит...». Чем больше будет звучать в нашем доме тёплых, добрых, ласковых, вежливых слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья. Давайте попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения. Команда «Малыши» – о маме, «Дети» – о папе, «Родители» – о старшем поколении, «Бабушки и дедушки» – о внуках. (Даётся время на подготовку – 1 минута. Записываются все слова, а затем один представитель от команды их зачитывает.)
Воспитатель: Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг их теплом. Не скупитесь на добро. Слов прекрасных вы знаете много, но всегда ли при детях говорите их? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не скрывайте от детских глаз и ушей своё искреннее восхищение, благодарность, заботу, любовь к любому члену вашей семьи. Пусть подобные слова будут главными словами ваших детей.
Воспитатель: Теперь давайте проанализируем ответы наших детей и родителей на тему «Нравственные ценности». (Представляются обобщённые результаты опроса детей и родителей группы.)
Вопросы для детей:
1. Каким ты хочешь быть человеком?
2. Кем ты хочешь быть?
3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
4. Без чего нельзя прожить человеку?
5. Если бы ты нашёл клад, то что бы ты сделал?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?
Вопросы для взрослых:
1. Качества, необходимые вашему ребёнку как человеку...
2. Вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок стал...
3. В хорошей семье всегда...
4. Нельзя прожить без...
5. Если бы я нашел клад, то...
6. Если бы я всё мог, то...
Воспитатель: А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье. Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-ти лет. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.
Древняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем?» – спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придётся тащить тебя...».
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она – лишь внешнее проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего её уровень виден в детях. Глядя на пятилетнего ребёнка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чём они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный». Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой. (Раздаётся и зачитывается памятка «Правила общения в семье».)
Воспитатель: Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил». Совместная деятельность – источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребёнку понять, осознать свою значимость.
В старину детей с трёхлетнего возраста вводили в ремесло, мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства. Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несёт мешок, сын – мешочек; у мамы веретено, у дочки – веретенце. Подумайте, какие дела может выполнять ваш ребёнок?
Воспитатель: В каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребёнок ещё маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Пусть каждая семья станет надёжным звеном в бесконечной цепочке Я – семья – род – народ!
Елена Щербак, воспитатель МДОУ Д/с №26
«Ласточка» г.Георгиевск, Ставропольский край
Рекомендуем почитать
- Комментарии