"Игры и Игрушки" №1-2013
Защищая своё, будь открыт диалогу с другим
Человечеству не хватает взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Сегодня как никогда актуальна проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни и всё будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие доводы разума часто не действуют

Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, все вместе объединились против общего врага — фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа издавна была известна всем народам.
Практическое упражнение «Снежинка»
Всем участникам раздайте одинаковые листы бумаги. Выполните молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проводят другие:
Мы стараемся убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и, наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим. Маленькие дети только начинают учиться воспринимать другого таким, каков он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Как справиться с нелёгкой задачей, чтобы слова «другой», «непохожий на меня» вызывали у ребёнка не опасение, а интерес, желание узнать, какие ещё бывают люди?
Большую ценность имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых дети вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы воспитатели и учителя не только проявляли компетентность в этих вопросах, но и использовали накопленные знания во время беседы, посещения краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок.

Свой-чужой
Ребёнок в быту, в детском саду, на улице соприкасается с представителями других народов. И речь идёт не только о гастарбайтерах на близлежащей стройке, водителях маршрутного такси или домашнем персонале. Говоря о терпимом отношении ко всему «иному» и формированию такого отношения у детей, правильнее начать с себя, как с родителя, с поведения которого ребёнок, что называется, «снимет кальку», хотим мы этого или нет. Так ли уж мы сами толерантны и терпимы к другим, подвергая представителей когда-то дружественного Союза каждодневной проверке «свой-чужой»?Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, все вместе объединились против общего врага — фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа издавна была известна всем народам.
Что же означает слово «толерантность»?
Различные словари трактуют слово «толерантность» по-разному. Как гармонию с самим собой и окружающим миром; как веротерпимость; как уважение ко всему «иному». Нам хочется думать о себе, о наших детях, что мы гуманные, милосердные и уж, конечно, толерантные. Однако эта иллюзия понимания спадает, когда речь заходит о нас самих. Вы только представьте вашу реакцию, чувства и эмоции на слова вашей дочери: «У нас в классе будет учиться мальчик из Дагестана, его посадили за мою парту!»… Какую картинку нарисовало ваше воображение, родитель? Какую подпись под ней ставим: свой или чужой?Не похожий на меня
Не такой — не означает чужой. Мы с вами тоже все разные. Хотите убедиться в этом за пару минут, наглядно? Тогда попробуйте проделать такой опыт с друзьями, детьми, членами своей семьи.Практическое упражнение «Снежинка»
Всем участникам раздайте одинаковые листы бумаги. Выполните молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проводят другие:
- Сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Снова сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Оставшийся лист ещё раз сложите вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Разверните лист. При демонстрации листов бумаги вы увидите разнообразные варианты «снежинок».
Я учусь у мамы!
Сложный вопрос — умение жить среди разных людей. Ещё труднее сохранить это умение в детях, вырастить здоровых и высоконравственных людей. Тем более мы всё чаще замечаем в современных детях озлобленность, нетерпимость и агрессивность к другим, непохожим на них сверстников.Мы стараемся убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и, наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим. Маленькие дети только начинают учиться воспринимать другого таким, каков он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Как справиться с нелёгкой задачей, чтобы слова «другой», «непохожий на меня» вызывали у ребёнка не опасение, а интерес, желание узнать, какие ещё бывают люди?
Давайте играть!
Играйте с детьми в национальные игры. Тематику их пусть определит национальная палитра группы или класса. Дети каких национальностей есть в детском саду, в школе, насколько широк разброс их в разных возрастных группах и каково их влияние друг на друга? Вместе с детьми можно расширить свой круг общения, знакомиться с другими культурами, традициями: язык, литература, архитектура, костюмы, кухня, музыка, танцы, песни, загадки, поговорки и пословицы.Большую ценность имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых дети вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы воспитатели и учителя не только проявляли компетентность в этих вопросах, но и использовали накопленные знания во время беседы, посещения краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок.
Наталья Разина,
психолог детского сада № 1515,
г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку