Железная дорога: от транспорта к игрушке

Железная дорога: от транспорта к игрушке

«Не кажется ли тебе, что этот электрический поезд просто чудо?! Я назову его Голубой Стрелой и, клянусь, брошу торговлю, если с завтрашнего дня сотни ребячьих глаз не будут пожирать его с утра до вечера».

Железная дорога.pngДжанни Родари «Путешествие голубой стрелы»

Поездам и рельсам все возрасты покорны

Есть подозрение, что об игрушечной железной дороге мечтали не только мальчики, для которых она была предназначена, но и их старшие братья, папы и даже дедушки. Поскольку все они сразу с энтузиазмом принимались за прокладку рельсов и запуск состава. Сохранились фотографии, на которых император Николай II собирает дорогу для сына. Кстати, любимой игрушкой самого императора в детстве тоже была железная дорога.

Коронованные особы были явно не равнодушны к игрушечным паровозикам. Их часто дарили испанскому королю. А для французского принца Наполеона Бонапарта IV игрушечная железная дорога была построена в парке Сен-Клу. Приобрёл по случаю железную дорогу фирмы Marklin и немецкий Кайзер Вильгельм II. Дарили разноцветные вагончики внукам великого Гёте. В любви к игрушечным паровозикам в своё время были замечены Род Стюарт, Рональд Рейган, Владимир Набоков.

Научные открытия в игрушке

В позапрошлом столетии строительство железных дорог имело прорывной характер. Всё, связанное с этим событием, пользовалось особой популярностью. Первыми это почувствовали игрушечники-ремесленники Лейпцига. И сделали паровозик. Игрушка сначала была деревянной и двигаться по рельсам не умела. Это было в 30-х годах XIX века. Немного позже к производству игрушек подключилась Англия. Паровозики стали выпускаться металлическими и, главное, для них появились рельсы. Счастливые обладатели игрушек, почтенные английские аристократы, объединялись в клубы по интересам и похвалялись своими паровозами в престижных лондонских и ливерпульских клубах.

В движение паровозики приводились с помощью часового механизма. Это вполне устраивало детей, но казалось скучновато взрослым. Тогда, в 1981 году, фирма Marklin впервые представила на Лейпцигской ярмарке самостоятельно движущиеся модели. Они передвигались по рельсам за счёт встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины. Новинка имела бешеный успех. И даже, когда в 20-е годы XX века паровозики перешли на электрическую тягу, игрушки, работающие на спирту, остались вполне конкурентоспособными. Выпускаются они и по сию пору. Правда, стоят очень дорого.

Чуть позже, фирма Marklin вынесла на общее обсуждение ещё одно революционное предложение: почему бы не выработать единые стандарты, чтобы можно было совместить на одной железной дороге объекты разных производителей. Так 32 мм стали первым стандартом для колеи. А вскоре, фирма Trix предложила игрушечную железную дорогу с колеёй в 16,5 мм. Она была не только меньше, но уже тогда имела настоящий пульт управления.

Железная дорога в России

Собственное производство в России было развернуто уже после революции в 30-х годах прошлого века. За производство игрушечных паровозиков взялись на заводе «Пресс» в городе Серпухове. Но настоящий «паровозный бум» пришёлся на послевоенное время. Тогда на подмосковном заводе «Прожектор» была выпущена знаменитая железная дорога «Пионерская». Железная дорога1.pngСледующей, в 1982 году свет увидела игрушка курского завода «Счётмаш». Называлась она «О2», а в народе ласково — «овечка». Одновременно с ней на прилавках детских магазинов появились изделия белгородского производственного объединения «Сокол».

В Москве рядом с Павелецким вокзалом есть интересный музей развития железнодорожного сообщения. Два этажа экспозиции удивят воссозданными в деталях элементами купе, интерактивными возможностями. Стоимость билета 40 рублей.

Сейчас среди отечественных производителей, известны фирмы «Конка», «Модела», «Пересвет», «Аврора» и другие. Большинство моделей, как считают специалисты, достигают мирового уровня и по качеству исполнения, и по эксплуатационным параметрам, и по степени соответствия оригиналу, и по технологичности. Это здорово, поскольку миниатюрные паровозики и сегодня желанная игрушка не только для ребёнка, но, пожалуй, и для взрослого. В 2011 году аукционный дом Sotheby’s выставил на торги самую полную в мире коллекцию игрушечных железных дорог. Владелец Джерри Грин собирал её в течение 50 лет. Собрание насчитывает 27 000 предметов.

Первый в мире игрушечный электропоезд появился в 1897 году. Его сделали в качестве рекламного экспоната американские инженеры Мортон Карлайл и Роберт Фин.

Статья подготовлена по материалам: www.liveinternet.ru/users/astrahanka

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.