Зимующие птицы

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе ОНР согласно требованиям ФГОС.
Зимующие птицы
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Задачи:

  • закреплять представления о зиме, её приметах и зимующих птицах;
  • совершенствовать грамматический строй речи, слоговой структуры слова, связной речи (составление описательного рассказа о птицах по коллективно составленному плану);
  • развивать тонкую и мелкую моторику, проводить профилактику нарушений письменной речи;
  • способствовать развитию свободного общения с взрослым и детьми, овладению средствами взаимодействия с окружающими.

Предварительная работа: прогулка с родителями в зимний парк, наблюдение за изменениями в природе, кормление зимующих птиц; слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро»; чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клёст-еловик».
Материалы и оборудование: мольберт, сюжетная картина «В зимнем парке», диск с записью П.И. Чайковского «Зимнее утро», картинка-загадка, коврограф, плоскостные изображения птиц, конверты с разрезными картинками, мяч, альбомы Н.Э. Теремковой «Логопедические задания для детей 5-7 лет», контейнер с цветными карандашами, наклейки.

Ход занятия

(Логопед приглашает детей войти в кабинет, отгадав загадки и обратить внимание на компьютер. Звучит музыка П.И. Чайковского «Зимнее утро». Каждому загадывается отдельная загадка.)

Логопед: Посмотрите на картину и послушайте стихотворение, которое приготовил нам Саша.

Ребёнок: Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири.

Логопед: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Дети: На картине нарисована зима.

Логопед: Расскажите о земле в это время года. Как она выглядит? Какая она?

Дети
: На земле лежит снег. Земля снежная, белая, холодная, мёрзлая, ледяная.

Логопед: Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?». Начните ответ со слова «снег».

Дети: Снег белый, пушистый, лёгкий, холодный, блестящий.

Логопед: Опишите небо. Какое оно?

Дети: Небо светлое, чистое, голубое, высокое.

Логопед: Что вы можете сказать о деревьях? Какие они?

Дети: Деревья голые, заснеженные.

Логопед: Каких птиц мы видим в кормушках на деревьях? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Дети: Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.
Дети кормят птиц
Логопед: Как вы думаете, от какого слова образовано слово «зимующие»?

Дети: От слова «зима».

Логопед: Подберите слова-родственники к этому слову. И отхлопайте их по слогам.

Дети: Зимний, зимовать, зимовье, зимушка, зимующий, предзимний.

Логопед: Верно. Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Дети: Ворону, сороку, голубя, воробья, щегла, клеста, свиристеля.

Логопед: Отхлопаем названные слова по слогам.

Логопед: Что делают в парке ребята?

Дети: Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, катаются на коньках, кормят птиц.

Логопед: Как они одеты? Почему?

Дети: Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.

Логопед: А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Кормушка».

Рано утром на опушке,
Мы повесили кормушку. (Ударяют кулачками обеих рук друг о друга.)
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек. (Поглаживают каждый палец сначала на левой, а затем на правой руке.)
Не едите вы с ладошки,
Зёрна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждёт в кормушке. (Большой палец «здоровается» с каждым пальцем на обеих руках.)

(Логопед обращает внимание детей на картинку.)

Логопед: Посмотрите внимательно на контурные изображения птиц и сравните их с нарисованными. Каких зимующих птиц вы заметили? Почему к контурному изображению одной птицы нет картинки?

Дети: Голубь, дятел, воробей, синица, ворона – зимующие птицы. Сова – перелётная птица.

Логопед: Отлично! Вы просто молодцы! У меня есть ещё задание по этой картине. (Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?». Дети выходят на ковёр, встают в круг, логопед берёт в руки мяч.)

Логопед: Я называю часть тела какой-то птицы и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч, говорите, чья это часть тела и возвращаете мяч мне. Постарайтесь быть внимательными. (Образец: клюв вороны – вороний клюв.)

Логопед: Давайте поиграем в игру «У кормушки». Рассмотрите изображения птиц, которые лежат перед вами. Выберите и назовите по одной птице. Теперь поместите свою птицу в кормушку или рядом с ней и расскажите о том, что делает птица. (Логопед помещает на коврограф плоскостное изображение кормушки и части ствола дерева, а перед детьми раскладывает плоскостные изображения зимующих птиц. Например, дятел сидит на дереве. Клёст летит к кормушке.)

Логопед: Теперь снимите изображения своих птиц с коврографа и поменяйтесь ими. Поместите каждую птицу туда, где она была. Проверьте, не допущены ли ошибки. (Дети выполняют задание и, если это необходимо, исправляют ошибки друг друга. Логопед убирает пособие с коврографа и раздаёт детям альбомы Н.Э. Теремковой по теме «Зимующие птицы». Ставит контейнер с цветными карандашами.)

Логопед: Обведите контурное изображение зимующих птиц и раскрасьте их. Назовите птиц. (Дети выполняют задание. За хорошую работу дети получают наклейки.)

Логопед: У каждого на столе лежит конверт с разрезной картинкой зимующей птицы. Откройте конверт, составьте изображение зимующей птицы и назовите её. (Дети выполняют задание.)

Логопед: Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнёте рассказ?

Дети: Мы назовём птицу и скажем, что она зимующая. Потом мы скажем, какая она по размеру и окраске.

Логопед: Затем что опишите?

Дети: Мы опишем части тела птицы и расскажем о её особенностях. В конце нужно рассказать, чем питается птица.

Логопед: Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди. (Дети составляют рассказы. Логопед предлагает им выбрать лучший рассказ и награждает победителя наклейкой.)

Логопед: Птиц надо беречь и кормить их. Послушайте замечательное стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц». (Логопед помогает детям рассказать о том, что они делали на занятии. Дети оценивают работу друг друга.)

Надежда Кокина, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 43 «Гнёздышко» г. Тольятти

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*