"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Знакомство со струнными инструментами симфонического оркестра
«ОптиМьюзик» – это реабилитационная система нового поколения, которая представляет собой интерактивную цветомузыкальную развивающую среду, позволяющую управлять звуком, светом, видео путём взаимодействия с лучом света. Система «ОптиМьюзик» состоит из разноцветных интерактивных направленных источников света, системы управления с программным комплексом и устройства вывода информации.
Взаимодействие с интерактивными лучами происходит с помощью специальных отражателей и вызывает заранее запрограммированные события. Достаточно дотронуться до луча света – система преобразует движение в звук, свет, видео. Система содержит широкий набор тематических звуков, мелодий, ритмов, упорядоченных для занятий с различными категориями детей.
Для этого занятия: 1 луч – оркестр, тихая и громкая музыка; 2 луч – струнные инструменты; 3, 4, 5 ,6 лучи – струнные инструменты по отдельности и музыка; 7 луч – произведение Штрауса «Полька»; 8 луч – видеофильм.
Цель: активизировать творческие проявления детей, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъём и доставить радость; формирование знаний о струнной группе симфонического оркестра.
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей посредством различных видов музыкальной деятельности; формировать музыкальную культуру; обогащать словарный запас, расширять кругозор детей, прививать любовь к музыке; развивать тембровый слух, зрительную и слуховую память.
Ход деятельности
(Музыкальный руководитель приветствует детей в зале и поёт «Здравствуйте!» Дети пропевают ответ.)Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к музыкальным инструментам. Посмотрите, у меня на столе разложены детские инструменты. Назовите их. (Показывает по очереди бубен, ложки, маракасы, погремушки и бубенцы.) Давайте сыграем на инструментах. На кого я покажу, тот и будет играть! (Дети играют на шумовых инструментах под музыку «Ах, вы сени». Дети вступают по очереди.)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы сейчас играли все вместе! А как называется наш коллектив музыкантов?
Дети: Оркестр.
Музыкальный руководитель: Правильно! У нас оркестр небольшой, посчитайте, сколько в нём музыкантов. (Дети считают.)
Музыкальный руководитель: Бывают оркестры маленькие, а бывают большие, где играет 50, 100 и даже больше музыкантов! Сегодня я расскажу вам о таком оркестре, а помогут в этом мне волшебные лучи. (Включаются лучи.) Вы хотите увидеть настоящий оркестр? Тогда мне нужна ваша помощь! (Педагог зовёт ребёнка, который активизирует луч, появляется изображение оркестра). Ребята, так выглядит симфонический оркестр.
Несмотря на то, что здесь очень много музыкантов, оркестр может играть и громко, и тихо. Сейчас мы поиграем в игру «Громко-тихо». Если музыка будет звучать тихо – хлопайте в ладоши, а если громко – топайте ногами. (Музыкальный руководитель вызывает одного или двух детей, те активизируют луч с громкой и тихой музыкой, игра повторяется 2-3 раза. Рекомендуемые произведения: «Танец феи Драже» П.И. Чайковского, Ж. Бизе «Интермеццо» из оперы «Кармен», марш из оперы «Кармен» Ж. Бизе, М. Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила». Музыкальный руководитель активизирует луч с изображением струнных инструментов.)
Посмотрите внимательно – есть ли на картинке знакомые вам инструменты? (Дети отвечают.) Правильно, вы все узнали скрипку! А есть инструменты, похожие на скрипку? (Ответы детей). Да, правильно. Сейчас мы познакомимся с ними поближе. Это контрабас, виолончель, альт и скрипка. Их называют струнными инструментами. Как вы думаете – почему? (Ответы и размышления детей.) А ещё их называют смычковыми, потому что звук извлекается с помощью смычка. А теперь мы послушаем как звучат эти инструменты. И я вас попрошу мне помочь! (На каждый луч запрограммировано изображение. Показ инструментов сопровождается музыкой. Лучи активизируют дети.) Самый низкий и громкий голос у папы струнного семейства – контрабаса. Контрабас настолько большой, что играют на нём только стоя. Так же низко разговаривает виолончель. Голос у неё густой и певучий. Играет на виолончели музыкант – виолончелист.
У скрипки очень красивый и нежный голос, а альт говорит мягким, бархатным голосом. (Звучат отрывки из пьес «Павана» Равеля, «Зима» Вивальди.) Если музыканта, играющего на скрипке, называют скрипач, то как назвать музыканта, играющего на альте?
Дети: Альтист.
Музыкальный руководитель: А сейчас скрипка исполнит хорошо знакомую вам песню. (В исполнении скрипки звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка».) Ребята, вы узнали песню? Давайте споём все вместе! (Исполнение песни.) Послушайте, как струнные инструменты играют вместе! (Струнный квартет исполняет «Польку» Штрауса.)
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, что можно делать под эту музыку? (Дети отвечают.) Правильно, это весёлый танец полька. А можно ли бежать под эту музыку? Сейчас мы будем легко бежать под музыку. Только бег будет с остановками. Когда музыка остановится, вам тоже нужно остановиться. (Проводится упражнение «Бег с остановками». Ребёнок активизирует лучи, то прерывая, то возобновляя звучание музыки.) Вы активно занимались, хорошо отвечали на вопросы, а теперь в заключение посмотрим небольшой фильм о струнных инструментах! (Демонстрируется отрывок из фильма «Шоу клоуна с оркестром».)
Музыкальный руководитель: Ребята, понравился вам фильм? А вы запомнили, как называются инструменты? Давайте ещё раз вспомним их названия. (Музыкальный руководитель активизирует лучи с изображением инструментов. Дети называют инструменты.) С помощью чего играют на скрипке, альте, виолончели и контрабасе? (Ответы детей.) Молодцы, а теперь пора прощаться! (Дети и музыкальный руководитель прощаются. Дети выходят из зала.)
Юлия Санина
музыкальный руководитель
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии