Учим ребенка ходить за покупками
Хорошо было в детстве: нарвал листочков с дерева столько, сколько хочешь, и вот ты уже миллионер. Потратив всего пять минут на сбор «денег», ты можешь позволить себе все что угодно: куклы из одуванчиков, пироги из песка и много других интересных вещей. Для взрослых деньги, к сожалению, не растут на деревьях. Чтобы заработать их, нужно ежедневно трудиться и кроме этого жертвовать многим: временем, нервами, здоровьем. Сегодня мы поговорим о деньгах.
Что такое деньги и откуда они появляются
Грамотный шоппинг – процесс, которому не научились многие взрослые, что уж говорить о детях. Если вы хотите, чтобы ваш малыш в будущем не стал транжирой, не потратил свои деньги на бесполезные вещи, советуем уже сейчас заняться его финансовым воспитанием. Со своей стороны мы расскажем, как научить ребенка делать покупки, считать деньги и не терять здравый смысл при покупке товара в супермаркетах.
Чаще всего детям не нужно объяснять, что такое деньги. Взрослея, они со временем постепенно узнают ценность и важность этих «бумажек». По крайней мере, понимают, для чего они нужны. Со своей стороны вы можете ускорить процесс понимания, ненавязчиво объясняя малышу, что же это такое. Каждый раз идя в магазин, расскажите малышу, что вы хотите там купить и сколько средств для этого вам понадобится. Можно вместе составить список покупок. Такое занятие обязательно понравится ребенку, ведь у него появится шанс проявить инициативу наравне со взрослым.
Каждый ребенок хоть раз, но спрашивал: «Откуда у нас берутся деньги?». Все очень просто: люди получают деньги за свою работу, чтобы потом можно было ходить в магазин и покупать там нужные вещи, оплачивать коммунальные услуги, отдыхать и так далее. Можно рассказать о доходах своей семьи, объяснив малышу, чем и как вы зарабатываете себе на жизнь и на что именно потом тратите деньги. Например: «Я работаю учителем в школе, учу детей русскому языку. За свою работу я получаю заработную плату. Мы покупаем игрушки, вещи и продукты в магазине, где продавцы помогают нам выбрать нужный товар. Они в свою очередь тоже получают деньги за свою работу. После магазина мы едем домой на такси и платим за проезд. Доставить нас по указанному адресу – задача таксиста. Это его работа, за которую он получает деньги.»
Каждому возрасту свои покупки
Так с какого возраста правильнее всего начать приучать малыша ходить за покупками? Все индивидуально, но начнем по порядку:
- Дети от 1 до 3 лет – это простые зрители, которые со стороны наблюдают за родителями во время похода в магазин. Максимум, что они могут сделать – сказать или показать тот товар, который они именно сейчас хотят купить. Многие малыши очень капризны, требуют все и сразу, закатывают истерики, чем доставляют родителям массу неудобств. Совсем другое дело – дети от 4 до 7 лет. Это уже более осознанный возраст, когда дети активно развиваются и интересуются окружающим миром. Они с удовольствием помогают родителям выбирать товар, складывать его в корзину. Конечно, еще рано доверить им самостоятельные покупки, но вполне можно разрешить расплатиться у кассы, естественно, под присмотром родителей.
- Многие младшеклассники от 8 до 11 лет уже вполне могут самостоятельно ходить за покупками. Для них поход в магазин, покупка молока, хлеба и других продуктов – это уже не игра, а ответственное задание. В этом возрасте рекомендуем давать конкретные поручения, писать списки покупок, указывать примерную стоимость товара и давать деньги с небольшим запасом. Если вы дадите ребенку сумму, меньше общей стоимости покупок, то на кассе он может растеряться, узнав, что ему не хватит денег оплатить товар. Хорошо, если вы разрешите ребенку оставить сдачу себе.
- Подростки возрастом от 12 до 15 лет уже вполне самостоятельно могут выполнять более сложные поручения. Например, они могут закупать корм для кота впрок или пополнять холодильник любимыми молочными продуктами. Такие крупные покупки, как вещи и обувь, советуем приобретать совместно, а вот мелочи вроде канцелярии, носков или заколок для волос уже вполне можно переложить на плечи подростка. От вас требуется только выдать определенную сумму на покупку. Детям любого возраста расскажите про список покупок и для чего это нужно. Современные супермаркеты удивляют изобилием товара. Увидев весь ассортимент, можно забыть о своих планируемых покупках и в итоге купить много ненужных вещей. Если организовать трату денег согласно написанному ранее списку, то можно легко избежать непредвиденных расходов. Список дисциплинирует, помогает экономить деньги, контролировать свои порывы и желания потратить средства на незапланированные вещи.
Что касается карманных денег, то это отдельная тема для разговора. Детям сложно научиться грамотно распоряжаться средствами только на чужом опыте. Мы советуем выделять ребенку карманные деньги, тратить которые он будет на свое усмотрение. Учтите, что первые карманные деньги могут очень быстро закончиться. Ни в коем случае не нужно ругать за это. Правильнее всего поговорить, проанализировать траты и сделать вывод. Этот первый урок финансовой грамотности может стать началом хорошего дальнейшего обучения.
Учимся выбирать товар
Каждый раз посещая магазин, ребенок обращает внимание на покупки родителей и со временем запоминает, какие продукты питания покупает семья, товар каких производителей выбирает чаще всего. Со своей стороны вы можете комментировать, по какой причине берете именно это молоко или колбасу. Так малышу будет более понятен ваш выбор. Обязательно рассказывайте о качестве продуктов, обращайте внимание на срок годности и состав. Объясните, что важно следить за целостностью упаковки, скажите, что молоко и кефир могут протекать. Обязательно разрешите малышу самостоятельно выбрать какой-нибудь товар. Если не согласны с его выбором, то обоснуйте свой отказ. Чтобы не отбить желание у ребенка в дальнейшем совершать покупки, найдите компромисс: выберите аналогичный товар.
Первые самостоятельные покупки должны быть простые и незначительные. На этот момент ребенок должен понимать, что происходит и получать удовольствие от процесса. Пусть он купит хлеб или печенье. Для него сейчас главное – самостоятельный выбор товара, общение с кассиром и передача денег. Если средства даны не точно под расчет, а с небольшим запасом, то получение сдачу доставит малышу особое удовольствие. Психологи рекомендуют поощрять активность детей, связанную с выбором покупок, подсчетом и тратой денег.
Многие родители с гордостью заявляют: «Мы с раннего возраста учим ребенка делать покупки самостоятельно». При этом запрещают ему покупать то, что он хочет, не объясняя причин отказа. Чаще всего такая ситуация случается на примере с подростками, когда ребенок хочет именно эти джинсы, а родители категорически против конкретно этого приобретения. Так делать категорически нельзя. В противном случае подросток начнет делать все наоборот, лишь бы нарушить запреты и добиться желаемого. А у нас с вами цель совершенно другая: научить свое чадо грамотно распоряжаться деньгами и совершать правильные покупки.
Рекомендуем почитать
- Комментарии